Понеділок, 13.05.2024, 06:18
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ

Моторна Світлана Євгенівна
[ Викачати з сервера (78.5 Kb) ] 11.02.2013, 15:05

УДК 378.15

Светлана Моторная

 

Компетенция в модели магистра и специалиста ХХI века

 

Розглянуто особистісні якості випускника університету, які складають компетенцію, згідно з документами ЮНЕСКО та процесу псиіхокомпетизаціі. Намічені перспективи розвитку навчально-виховного процесу вищої школи.

Ключові слова: компетенція, псиіхокомпетизація, модель випускника університету, магістр, спеціаліст.

 

Рассмотрены личностные качества выпускника университета, составляющие компетенцию, согласно документам ЮНЕСКО и процессу психокомпетизации. Намечены перспективы развития учебно-воспитательного процесса высшей школы.

Ключевые слова: компетенция, психокомпетизация, модель выпускника университета, магистр, специалист.

 

Personality of university graduate comprising competence, according to the documents of UNESCO and psychocompetization process is analyzed. The prospects of development of the educational process of higher education. are determined.

Key words: competence, psychocompetization model, university graduate, master, specialist.

 

 

Постановка проблемы. Высшая школа будущего должна стремиться стать готовой обеспечить потребности общества знаниями и высокими технологиями. Важно также содействовать накоплению духовных ресурсов в этом обществе и духовного взаимодействия национального и поликультурного уровней. Наиболее насущной задачей является удовлетворение требований возрастающего знания ключевых компетенций, осмысление причин нового спроса и удовлетворение его, что, в свою очередь, предполагает наличие при этом достаточной конкурентоспособности выпускников вуза и обеспечение условий для доведения передовых знаний до всего человечества. Университет, где будет реализовываться формирование компетентностного подхода к обучению и воспитанию, необходим уже сегодня, ибо прогресс развития человечества зависит от того, насколько быстро данный проект будет воплощён в жизнь. Уже завтра выпускник высшего учебного заведения должен будет отвечать новым интеллектуальным, духовным и общественным потребностям. Ибо являясь общественным благом, образование, вместе с тем, понимается и как мера общественной ответственности.

В образовательном пространстве находится исток социальных перемен и социального единства общества. Поэтому важнейшим требованием к университету, на наш взгляд, является проведение в нём учебно-воспитательного процесса, в котором неразрывно присутствуют обучение, исследования и творчество, дающие возможность сформировать компетенцию.

Анализ последних достижений и публикаций. Данное понятие определяется учёными разнопланово. Так, И.А. Зимняя отмечает, что «под компетентностью мною понимается актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека [3, с.23]». Под компетенцией же учёная понимает знания, умения, навыки, относящиеся к определённой деятельности, но не сводящиеся только к ней [4].

Eвропейский проект Tuning определяет компетенцию как сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям, которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно реализоваться. Э.Ф. Зеер выделяет общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий [2]. А.В. Хуторской считает, что компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей [9]. Ю.Г. Татур отмечает в компетентности специалиста с высшим образованием, «проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования [8]».

Мы придерживаемся определения, данного в документах ЮНЕСКО, и рассматриваем на их основе модель подготовки магистра и специалиста ХХI века, что и является целью нашего исследования написания статьи.

Изложение основного материала. Основной результат работы вуза лежит в двух плоскостях: прежде всего, это – выпускник: бакалавр (первая ступень высшего образования), специалист или магистр (вторая ступень высшего образования). Но, кроме этого, - это ещё идеи, которые «двигают» миром, определяя его развитие по пути эволюции. Для воплощения в жизнь данных идей необходима реализация трёх «китов» треугольника «ГОИ»: генерация идеи, организация её исполнения и, наконец, само исполнение. На магистре лежит ответственность за рождение идеи, за организацию её воплощения в жизнь, за обеспечение работы бакалавра, создания условий для реализации идеи.

Вместе с тем, в эволюционирующем обществе сегодня должны быть «высокие» технологии, готовые решить глобальные проблемы человечества: прежде всего, как всех накормить, напоить, одеть, обеспечить жилищем, работой, образованием. За их реализацию, воплощение в жизнь несёт ответственность бакалавр. «Высокие» технологии уже требуют, чтобы он был «думающей» рабочей силой. Поэтому качество высшего образования определяет стратегию и перспективы развития общества, государства и человечества в целом.

Современные принципы построения, мировые и европейские тенденции развития высшего образования в развитых странах определяются содержанием программного документа ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования» (1995); докладом Международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: сокрытое сокровище» (ЮНЕСКО, 1997); рабочим документом и заключительным докладом Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО (Париж, 5-9 октября 1998г.). В соответствии с указанными выше источниками, в числе многочисленных выявленных тенденций в развитии высшего образования выделяют, прежде всего, диверсификацию высшего образования, которая касается моделей и форм организации занятий с утверждением парадигмы студентоцентричного образования и использования модульных технологий в качестве новых организационных рамок, организационных основ (постепенная замена существующей модели концентрированного образования в течение ограниченного периода жизни человека на нелинейные (асинхронные) модели), академических дисциплин, учебных (образовательных) программ, связей высшего образования со всеми ступенями образовательной системы, форм и критериев приёма абитуриентов, с точки зрения усиления доступности высшего образования и др. Отдельно следует выделить диверсификацию моделей высшего образования, по своей сути становящейся всё более многообразной. Тенденция диверсификации предполагает реализацию законов Вселенной, состоящих в разнообразии форм, путей, и пр. (в ней есть всё). Эта тенденция, на наш взгляд, даёт возможность каждому молодому человеку найти для себя наиболее подходящий к его индивидуальным характеристикам путь постижения истины через образование, реализовать в учебном процессе как фундаментализацию, так и индивидуализацию обучения.

Следующая тенденция состоит в радикальном обновлении учебных программ, выражающемся в адаптации образовательных программ к современным и будущим потребностям, повышении роли и уровня научных исследований в преподавании и высшем образовании в целом, при сбалансированности между фундаментальными и целевыми исследованиями, кроме того, за счёт укрепления междисциплинарной направленности, ускорения развития академических дисциплин. Здесь следует отметить, по нашему мнению, необходимость не просто междисциплинарной направленности, но и трансдисциплинарности, которая формирует целостную картину мира, синтезированный взгляд на макромир - Вселенную и микромир – человека.

Отметим также важнейший аспект процесса психокомпетизации [5], который даёт данная тенденция, реализацию установки на воспитание студентов в духе гражданственности, защиты и укрепления общественных ценностей, на усиление роли вузов в понимании, сохранении, развитии национальных и международных культур, укреплении духовных, этических ценностей, на формирование устойчивой ориентации выпускников на их деятельность по созданию национальных потенциалов и сдерживания «утечки мозгов», а также на развитие личности студента с подготовкой к профессиональной жизни. Далее идёт тенденция, состоящая в усилении взаимосвязи высшей школы с миром труда, характеризующаяся тем, что высшее образование развивается в направлении системы массового охвата (наукоёмкая экономика, «думающая» рабочая сила). Это обусловлено реалиями современного рынка специалистов, когда появление принципиально новых форм и методов работы, новых технологий производства, компьютеризация проявляет возможность «столкновения» выпускников с необходимостью смены работы, обновления своих знаний и получения новой квалификации. Такая ситуация, прежде всего, определяет фундаментализацию высшего образования. И приводит к необходимости реализации тенденции в развитии высшего образования, заключающейся в обеспечении движения от понятия квалификации к понятию компетенции. Данный момент, на наш взгляд, исключительно важен в современных условиях подготовки специалиста и магистра, и основой для его реализации является процесс психокомпетизации. Квалификация сегодня, по нашему мнению, не может определять результат работы высшей школы. Приоритет получают организованные в систему требования интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, моральных начал, позволяющих успешно реализовывать деятельность не только в социальном и экономическом, но и в культурном контекстах. «Всё чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая, с их точки зрения, слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетенция, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова…, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность, любовь к риску [1, с.321] ». Наконец, важнейшим моментом является обеспечение качества высшего образования – ключевого вопроса в реформе системы высшего образования. Именно качество преподавания, подготовки, исследований призваны обеспечить все остальные тенденции – силовые линии пространства высшего образования, в котором происходит процесс психокомпетизации, обеспечивающий эволюционную изменчивость в работе высшей школы. Нормативные документы ЮНЕСКО определяют качество как категорию, включающую … «качество соответствующего персонала и программ и качество обучения как результат преподавания и исследований… Оно подразумевает уделение внимания вопросам, имеющим отношение к качеству подготовки студентов, инфраструктуры и учебной среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду с надлежащим стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль в определении характера функционирования того или иного конкретного учебного заведения, оценке его деятельности и формировании институционального имиджа о нём в академическом сообществе и обществе в целом [7, с.35-38] ».

Можно сделать вывод о том, что мировые тенденции развития высшего образования определяют подходы и практические меры по реформированию и совершенствованию высшей школы, вместе с тем, отражая её общие фундаментальные потребности.

Итак, согласно определению компетенции, данному в материалах ЮНЕСКО, у выпускника вуза должны присутствовать качества, обеспечивающие ему конкурентоспособность: это квалификация, социальное поведение, умение работать в группе, инициативность, любовь к риску. Рассмотрим их.

Квалификация определяет сумму знаний, умений, навыков в избранной профессиональной деятельности. Но этого недостаточно, чтобы «прочно держать на своих плечах земной шар», т.е. осуществлять такую жизнедеятельность, которая будет способствовать прогрессивному движению по пути эволюционной изменчивости Мира. Необходимо проводить в жизнь социальное поведение, которое основывается на соблюдении «золотого правила этики»: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, т.е. уважение интересов других людей, их потребностей, целей, мировоззрения, воплощение гуманистических принципов. Умение работать в группе, прежде всего, определяется конструктивным общением, выработкой в себе качеств стрессо- и конфликтоустойчивости, способностью к командному взаимодействию, чувству коллективизма, гибкостью, умением быстро перестраиваться на выполнение заданий партнёров по команде, взаимозаменяемостью.

Инициативность предполагает занятие активной жизненной позиции, проявление самостоятельных действий при решении социальных проблем общества, следование принципу: «Если не я, то кто же?». Важнейшим личностным качеством будущего выпускника высшей школы является любовь к риску. На наш взгляд, это способность действовать в любой ситуации, решать нестандартные задачи повышенной сложности в нестандартных условиях вплоть до условий с угрозой для жизни, включения инстинкта самосохранения. Кроме того, это наличие мужества, позволяющего брать ответственность на себя, т.е. проявление лидерских качеств.

Поэтому в предложенной нами психокомпетизационной модели будущего выпускника вуза [6] особое место отводится формированию не только качеств руководителя, управленца-менеджера, а человека-лидера, который от руководителя, уважаемого подчинёнными, отличается, прежде всего, наличием любви своей команды. Ведь эффективность нашей работы никогда не превысит нашего умения быть лидером, умения вести людей за собой и оказывать на них влияние. Сама же эффективность деятельности определяется не успехом, которого будущий специалист или магистр достиг сегодня, а эффективностью, склонностью к стратегическому прогнозу и планированию, умению предвидеть то, что будет необходимо для успешности в ближайшее пятилетие, десятилетие и т.д., т.е. к управлению будущим.

Данная модель ставит своей целью сформировать у будущего выпускника вуза сформулированные Ж.Ж. Делором в докладе международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать (to know), научиться делать (to do), научиться жить вместе (to live together), научиться жить (to be).

Выводы. Мы можем отметить, что в сегодняшнем мире значение высшего профессионального образования заключается в формировании выпускника вуза, готового к участию в социокультурной и профессиональной деятельности, имеющего мировоззрение, ценности, идеалы, гражданскую позицию, определённые законами Вселенной, отражающими его отношение к окружающему миру, Макрокосмосу, и нахождение себя, Микрокосмоса, своего места в нём. На наш взгляд, такой выпускник оздоровит нашу планету, приведёт в систему её хозяйственную деятельность и поднимет до этических высот. Сложный процесс этого роста и совершенствования компетенции магистра и специалиста предполагает проведение тщательных исследований в данной области.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Делор Ж.Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО / Ж.Ж.Делор. — Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - М.: АСТ; Харьков : Фолио, 2004. — 678 с.

2.    Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход / Э.Ф.Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 3(27). – С.42-52.

3.    Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2003. -№5. - С.56-58.

4.    Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование. – 2006. - №8. - С.21-26.

5.    Моторная С.Е. Психокомпетизация в условиях подготовки будущего выпускника университета / С.Е. Моторная // Вестник СевГТУ. Педагогика: Сб. науч. тр. - Севастополь, 2009. Вып.96. - С.122-130.

6.    Моторная С.Е. Современный научный базис психокомпетизации эволюционной изменчивости высшего образования : монография / С.Е. Моторная. – Севастополь : Вебер, 2009. - 452 с.

7.    Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995

8.    Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образовавания / Ю.Г. Татур. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 16 с.

9.    Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторский // Народное образование. – 2003. - №2. - С.59-68.

 

ВІДОМОСТІ ПРО АВТОРА

Моторна Світлана Євгенівна – доктор психологічних наук, кандидат педагогічних наук, доцент кафедри українознавства, педагогіки та психології Севастопольського національного технічного університету.

Надійшла до друку 20.12.2012 р.

Категорія: ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ | Додав: jww1
Переглядів: 387 | Завантажень: 36 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz