Александр Лобанов (Росия),
Наталья Радчикова (Белоруссия)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Системы высшего образования на
постсоветском пространстве как избушки на курьих ножках медленно и неуклюже
поворачиваются в сторону компетентностного подхода. В лучшем случае, речь может
идти о евроремонте в старых «хрущевках». Советская модель, основанная на
постулате: были бы знания, а компетентность сама собой возникнет
непосредственно на рабочем месте в процессе профессиональной деятельности,
благодаря игнорированию образовательных технологий проявляет завидный иммунитет
к компетентностным нововведениям. Цель нашего исследования заключается в
проверке гипотезы о том, что адаптивно-знаниевая традиционная система высшего
образования способна (или неспособна) имплицитно сформировать компетентность
будущих специалистов.
При компетентностном
подходе целью обучения является личность студента, заданная в конкретной
системе координат – знаний и компетенций. Студент как будущий специалист должен
иметь совокупность теоретических знаний в академической области и понимать их
содержание (знание и понимание), оперативно применять их в конкретных ситуациях
(знание как действовать) и обладать ценностями как неотъемлемой частью способа
восприятия других людей и жизни с другими людьми в определенном социальном
контексте [1; 2].
Компетентностный подход
является непосредственным внедрением в систему высшего образования результатов
теоретико-эмпирических исследований в области современной когнитивной
психологии. В первую очередь, речь идет о необходимости различать механизмы
усвоения декларативных и процедурных знаний. Декларативные знания (знание
«что») представляют собой совокупность идей и фактов. Процедурные знания
(знание «как») – совокупность навыков и правил, сформированных в соответствии с
определенным инструментарием или рецептом.
В данной статье мы будем
придерживаться концепции профессиональной компетентности А.К. Марковой, которая послужила теоретическим основанием построения опросника «Профессиональная
компетентность педагогов-психологов» Н.В. Матяш и Е.М. Фещенко [6]. Методика позволяет дифференцировать
специальную, социальную, личностную и индивидуальную компетентность и суммарно
определить общую профессиональную компетентность специалиста. Статистическую
обработку полученных данных мы осуществляли при помощи двухфакторного
дисперсионного анализа с последующим применением апостериорного критерия
Дункана.
В нашем исследовании
приняли участие 119 студентов 1, 3 и 5 курсов факультета психологии и 57
студентов 3 курса факультета социально-педагогических технологий, получающих
квалификацию педагог-психолог. Исследование включало два этапа: на первом этапе
мы определяли взаимозависимость эффективности формирования компетентностей и
курса обучения, на втором этапе – эффективность формирования компетентностей на
разных факультетах, осуществляющих подготовку психологов.
В результате было
установлено (рисунок), что выраженность социальной, индивидуальной и личностной
компетентности студентов-психологов вне зависимости от курса обучения
соответствует относительно среднему уровню (в среднем не превышает 4 баллов).
Специальная компетентность как навыки владения профессиональной деятельностью и
способность проектирования своего дальнейшего профессионального развития
находится в пределах относительно низкого уровня. При этом студенты 1 курса
склонны несколько преувеличивать свои достижения, 3 курса – занижать их
эффективность.
Несмотря на то, что
выявлено значимое взаимодействие между курсом обучения и компетентностями
будущих специалистов (F(6,348)=4,93;
p=0,00007), различия
достигают статистической достоверности только по выраженности специальной
компетентности между студентами 5 и 1курсов (0,002).
Рисунок – Выраженность
характеристик профессиональной компетентности психологов
Сравнительный анализ
структуры профессиональной компетентности студентов 3 курсов позволяет
констатировать преимущество социальных педагогов по личностной и индивидуальной
компетентности и психологов – по специальной компетентности. Однако различия не
достигают уровня статистической значимости. В то же время социальные педагоги
значимо превосходят психологов по выраженности социальной компетентности
(0,002).
Таким образом,
компетентностный подход требует специального технологического сопровождения, а
наличие профессиональных знаний априори не гарантирует формирование
компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Дроздова Н.В.
Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н.В.Дроздова, А.П. Лобанов. –
Мн.: РИВШ, 2007. – 100 с.
2.
Матяш Н.В.
Диагностика профессиональной компетентности педагога-психолога / Н.В. Матяш, Е.М. Фещенко //
Образовательные технологии. – 2009. – № 2. – С. 80 - 91.
|