Альбина Червова,
Юлия Киреева
(Шуя, Россия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Процесс формирования
математической культуры неразрывно связан с психологическими особенностями
личности студента, мотивами его поведения и деятельности, а также с его
возрастными особенностями. Создавая свою периодизацию психического развития,
юношеский возраст Д.Б. Эльконин [8] назвал старшим подростничеством, подчеркнув,
тем самым, историческую взаимосвязь двух этапов подростничества как начала и
завершения новообразований этого возраста. Аналогичный подход к этому периоду
развития мы находим и у Л.Ф. Обуховой [5], которая подчеркивает влияние исторического
времени на формирование границ подросткового возраста. Если же придерживаться
возрастных границ, предложенных Д.Б. Элькониным, то старшее подростничество – раннюю юность –
можно рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, т.е. соответствующий
возрасту студентов первого курса вуза.
Этот возраст является
начальным этапом физической зрелости, завершения полового развития. Вместе с
тем продолжается развитие мозга. Все эти изменения определяют готовность юношей
и девушек к физическим и умственным нагрузкам. Тем не менее, физическая и
половая зрелость старшеклассников не означает еще зрелости социальной. Ранняя
юность – не что иное, как переход от физиологической к социальной зрелости. И
ее главное содержание – вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил,
существующих во «взрослом» обществе (Божович Л.И.) [2].
Ранняя юность
характеризуется совершенствованием уже
сформированных в подростковом возрасте психических процессов и функций и
дальнейшим развитием общих и специальных способностей (Борисова Е.М., Дубровина
И.В.) [4].
Достаточно высокий уровень
обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет студентам оперировать
понятиями, использовать разнообразные мыслительные операции, рассуждать,
аргументировать, выделять существенные признаки понятий, делать глубокие выводы
и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т.д. Их
привлекает сам ход анализа, способы и приемы доказательств. Обоснование своей
точки зрения, своей позиции. Развивается критичность мышления, умение
выстраивать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной
деятельности, представляющий высокие требования к умственной активности и
самостоятельности студентов.
Таким образом, показателями
интеллектуальной зрелости данного возраста являются достаточная сформированность теоретического
мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира
природы и общества. На этом фоне достаточно продуктивной представляется
деятельность по формированию математической культуры студентов.
Формирование математической
культуры опирается на развивающееся абстрактно-логическое мышление. Анализ
литературы [1,3, 4] показывает, что абстрактно-логическое мышление определяется
как психологический процесс познания, предполагающий использование выделенных
свойств объекта (абстракций) и определенных последовательностей на основе
причинно-следственных (логических) связей. Важнейшие методы познания в
математике – абстрагирование, аналогия, моделирование, выдвижение гипотез,
мысленный эксперимент, а также изучение прикладных вопросов математики.
Взаимосвязь познания и
становления личности раскрыта в фундаментальном труде Б.Г. Ананьева [1]. Важным
фактором познания является согласование научного и учебного знания. Если
процесс согласования научного и учебного знаний не осуществляется, образование
перестает быть познанием как отражением объективного мира через его научное
описание. Содержание же учебного предмета должно воспроизводить адекватную
науке систему знаний. Обучение – одна из моделей познания. Как отмечает И.С. Якиманская в [9],
познавательная деятельность учащегося строится как деятельность научного
познания, основным атрибутом которого является теоретическое мышление, где
отношения человека и мира воспроизводятся как объектно-субъектные отношения.
К периоду ранней юности
формируется формальная логика, считает Ж. Пиаже, - как высшая ступень в развитии интеллекта [7]. По
Ж. Пиаже,
складывающаяся к возрасту ранней юности система операций подготавливает почву
для формирования научных понятий, и на последнем, высшем периоде
интеллектуального развития – периоде формальных операций, студент освобождается
от конкретной привязанности к объектам и приобретает возможность мыслить так
же, как взрослый человек. Он
рассматривает суждения, как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные
следствия; его мышление становиться гипотетико-дедуктивным. «На четвертой
стадии операционального развития наблюдается появление нового свойства –
способности мыслить гипотезами», - отмечает Ж. Пиаже [7]. Однако, после работ
Ж. Пиаже
в исследованиях Л.С. Выготского [4] было показано, что только часть людей (до
50%) действительно могут мыслить абстрактно, что является основой
математической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах
современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Изд. Дом Питер, 2000. – 272с.
2. Божович, Л.И. Личность и
ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968 – 384 с.
3. Брунер, Дж. Психология
познания. За пределами непосредственной Информации / [Пер. с англ. К.И.
Бабицкого] Дж.
Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая
психология / Под ред.
Л.С. Выготского,
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
5. Гапонова, С.А.
Возрастная психология : Учебное пособие / С.А. Гапонова. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. – 112с.
6. Обухова, Л.Ф. Детская
(возрастная) психология : Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996
– 376 с.
7. Пиаже, Ж. Избранные
психологические труды : [Пер с анг., и фр.] / Ж. Пиаже. – М.: Междунар.
пед. академия, 1994. – 680 с.
8. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические
труды / Д.Б. Эльконин. – М.,
1989. 262 с.
9. Якиманская И.С.
Требования к учебным программам, ориентированным и личностное развитие
школьников / И.С.
Якиманская // Вопросы
психологии. – 1994. - №2. – с. 64-77.
|