Ирина
Пахомова
(Шуя, Россия)
К
ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственно-политические,
социально-экономические, научно-технические, культурологические преобразования
оказали существенное влияние на российское образование.
Современному обществу нужны образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью,
обладающие развитым чувством ответственности.
Все предстоящие новации должны быть направлены
на достижение трех главных целей - расширение доступности, повышение качества и
эффективности российского образования.
Системообразующим фактором новой парадигмы
общего и профессионального образования является личность обучающихся. Это
обусловлено следующими факторами:
–
развитие
личности обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место
субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса.
–
ориентация
на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению
соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в
государственных стандартах образования, и требований к самоопределению,
самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в
учебно-профессиональных видах труда, усиливается личностная компонента
образования, и поэтому возрастает значение соблюдения требований стандартов;
–
залогом
полноценной организации профессионально-образовательного процесса является
творческая индивидуальность педагога; нормой становятся авторские
педагогические технологии; обучение представляет уникальную возможность
организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся; принципиально
важным является положение о том, что личностно-ориентированное образование
создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного
процесса.
Основные направления и содержание деятельности
преподавателя спецдисциплин определены квалификационной характеристикой
специальности «педагог профессионального обучения», представленной в
Государственном стандарте высшего профессионального образования. Он должен быть
готов к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:
профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность;
методическая работа; организационно-управленческая деятельность;
научно-исследовательская деятельность: культурно-исследовательская
деятельность.
На современном этапе основными принципами
реформирования профессионального образования являются: интеграция общего и
профессионального образования; многоуровневость профессионального образования:
создание интенсивных гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество
образовательной и профессиональной подготовки; реализация всех потенциальных
возможностей и способностей личности: переход от технократического подхода в
развитии системы профессионального образования к социально-педагогическому,
гуманитарному: формирование и развитие личности в непрерывном и целостном
процессе профессиональной подготовки обусловливают новые требования к
организации учебного процесса и, соответственно, к способам оценки
эффективности профессионального обучения студентов.
Основными тенденциями развития содержания
профессионально-педагогического образования последних лет являются:
- расширение
перечня направлений подготовки специалистов всех звеньев
профессионально-педагогической системы, позволяющее мобильно реагировать на
запросы отраслей экономики;
- дифференциация
содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающая
многообразие профессиональных образовательных программ;
- гибкость и вариативность содержания
профессионально-педагогического образования, способствующие оперативному
обновлению содержания обучения в соответствии с современным развитием науки,
техники, культуры, перспективами развития экономики и социальной сферы
регионов:
- усиление
общенаучной и общепрофессиональной подготовки, способствующей пониманию
закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для будущей
профессиональной деятельности, и обеспечивающей профессиональную мобильность
выпускника;
- гуманизация
и гуманитаризация содержания профессионально-педагогического образования,
обеспечивающие формирование у специалистов целостного мировоззрения,
гражданственности и интереса к социально-политическим проблемам;
- интеллектуализация
содержания профессионально-педагогического образования, заключающаяся в
развитии у студентов системного профессионального мышления и базовой
компетенции;
- информатизация
содержания профессионально-педагогического
образования, предусматривающая изучение будущим специалистом достижений
в области информатики, а также перспектив ее дальнейшего развития;
- развитие и поддержка инновационных
профессиональных образовательных программ, применение новых форм организации
образовательною процесса и новых технологий обучения;
- развитие
научно-исследовательской деятельности педагогических кадров и становление
учебно-исследовательской деятельности студентов;
- преемственность
содержания различных уровней профессионально-педагогического образования с
учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования.
Проведённый анализ литературы позволяет выделить
наиболее существенные особенности профессионально-педагогического
образования, отличающие его и от педагогического, и от инженерно-технического
образования. Такие особенности проявляются в ориентации подготовки
специалистов, в содержании технологической подготовки для будущей деятельности
специалиста, в реализации профессиональной направленности образовательного
процесса, в особенностях профессиональной деятельности выпускников. В отличие
от монопрофессиональных специальностей (инженер, агроном, экономист и т.д.)
содержание деятельности педагога профессионального обучения имеет
бипрофессиоиальную направленность. Такой специалист должен иметь
соответствующую подготовку как в предметной области преподаваемых отраслевых
дисциплин (предметов отраслевой профессиональной подготовки), так и в области
педагогики профессионального обучения,
Проведенное исследование показало, что повышение
требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой
и условием развития системы непрерывного профессионально-педагогического
образования, стимулом обновления содержания профессионально-педагогического
образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности,
вариативности, непрерывности, преемственности и его практической
направленности.
Непрерывное профессионально-педагогическое
образование базируется на основных дидактических принципах, на которые мы
опирались в своем исследовании:
- принцип многоуровневости;
- принцип непрерывности;
- принцип интеграции и дифференциации;
- принцип многопрофильности;
- принцип преемственности;
- принцип технологичности;
- принцип социализации и профессионализации.
В нашей работе мы также опирались на другие общие
и специфические принципы, в том числе: научности, фундаментальности,
системности, информативности, гуманизации, интенсификации и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ипполитова,
Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза:
личностный аспект: монография [Текст] / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.А.
Соколова - Шадринск: Исеть, 2006. - 236 с.
2. Костылева
Е.А. К вопросу формирования педагогического мышления студентов педагогического
вуза // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики
подготовки современного специалиста». - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А.
Добролюбова, 2003. - С. 104-107.
3.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному
совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.
|