В.
Вашнёва
(Минск, Беларусь)
РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
В последние годы наиболее
актуальным становится компетентностный подход в подготовке специалистов, с
позиций которого выдвигаются новые требования к профессионально-педагогической
подготовке. Социальный педагог как специалист сферы деятельности
«человек-человек» должен обладать коммуникативным потенциалом, который
необходимо развить в коммуникативную компетентность. Постоянное увеличение плотности информационных
потоков, в которые включены участники образовательного процесса, также делает
эту проблему наиболее актуальной. Без наличия у студентов коммуникативной
компетентности нецелесообразно утверждать, что полученное образование будет
качественным, а педагогическая деятельность успешной.
Под коммуникативной компетентностью понимается способность
устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и
определяемые ими контакты с другими людьми. Она определяет уровень владения
человеком общением как многоуровневым процессом [1].
В «Энциклопедическом словаре» компетентность
определяется как «знания, опыт в той или иной области». «Компетентность – это способность,
основанная на знаниях, опыте, ценностях; знание преобразованное в умение,
укрепленное в действии», – так определяет эту категорию Е.С. Шилова.
К основным источникам
приобретения человеком коммуникативных компетенций можно отнести жизненный
опыт, искусство, общую эрудицию, специальную научную подготовку.
Формирование коммуникативных компетенций будущих социальных педагогов осуществляется в
рамках учебного курса «Социально-педагогическое взаимодействие». Цель и задачи
данной учебной дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у будущих
социальных педагогов базовые знания о
социально-педагогическом взаимодействии, развить представления о процессе
профессионально-педагогического общения в системе деятельности социального педагога, а также развить
мотивацию для формирования профессионально-личностных коммуникативных умений и
коммуникативных компетенций. Важнейшим направлением подготовки является
формирование и развитие у студентов умений взаимодействовать с различными объектами и субъектами: детьми,
подростками, семьей, коллегами, социальными институтами, а также регулировать
взаимодействие человека и социальной среды.
В процессе изучения учебной дисциплины студенты должны усвоить научные основы
социально-педагогического взаимодействия; сущностные характеристики
социально-педагогического взаимодействия; структуру, принципы и методы
социально-педагогического взаимодействия; стили профессионально-педагогического
общения и их влияние на эффективность социально-педагогического взаимодействия;
сущность особенностей развития, протекания и решения конфликтов и конфликтных
ситуаций.
Кроме знаний программа учебной
дисциплины направлена на формирование определенных умений. Например, по итогам
изучения курса у студентов должны быть сформированы следующие
коммуникативные компетенции: коммуникативно-диагностические,
коммуникативно-программирующие, коммуникативно-организационные,
коммуникативно-исполнительские.
Среди путей развития
коммуникативной компетентности студентов нами выделяются следующие:
·
теоретическая подготовка;
·
практическая подготовка;
·
самообразование и самовоспитание.
Как показывает опыт и проведённое нами
исследование, достижение эффективности в развитии коммуникативной компетентности
студентов возможно лишь при условии комплексного внедрения всех указанных
путей.
На наш взгляд организуемый процесс подготовки
студентов осуществляется наиболее эффективно на основе системного,
компетентностного и личностно-деятельностного подходов.
Комплекс педагогических условий, направленный на
эффективную профессиональную подготовку,
включает:
1)
обогащение коммуникативного опыта студентов в ходе учебного курса
«Социально-педагогическое взаимодействие»;
2)
конструирование и использование на учебных занятиях проблемных коммуникативных
ситуаций;
3)
вовлечение студентов в активную коммуникативную деятельность путем применения
интерактивных методов обучения.
Таким образом, сформированная коммуникативная
компетентность является обязательным условием эффективной профессиональной
деятельности социального педагога и включает в себя знание основ и
способов профессионально-педагогического общения, свободное владение вербальными и
невербальными средствами взаимодействия, эмпатические свойства личности.
Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов
социально-педагогической сферы происходит с одной стороны, в рамках
образовательных курсов, учебных и производственных практик, учебного
взаимодействия, с другой стороны, является результатом некого индивидуального
социального опыта, приобретенного в рамках образовательных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А.
Петровская. – М.: Просвещение, 1989. – 216 с.
|