Гонтарь Владимир Николаевич - УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Середа, 07.12.2016, 15:32
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ

Гонтарь Владимир Николаевич
[ Викачати з сервера (45.0Kb) ] 11.02.2013, 15:58

Владимир Гонтарь

«Шуя, Россия»

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗА МВД РОССИИ

 

И.С.Якиманская трактует «личностно-ориентированное обучение» как: признание субъективного опыта ученика как самобытности и самоценности; выявление особенностей ученика как субъекта; построение педагогических воздействий с максимальной опорой на этот личностный смысл; постоянное согласование в ходе обучения двух видов опыта - общественного и индивидуального; раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы [4].

Н.А.Алексеев раскрывает содержание понятия «личностноориентированное обучение» как такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира [1]. Отмеченная им специфика личностно-ориентированного обучения состоит в нацеленности данного типа обучения на создание условий для обучаемых, в которых они имеют возможность создавать себя, осуществляя акт культурного утверждения себя в мире.

В.В.Сериков видит назначение концепции личностно-ориентированного обучения в раскрытии природы и условий реализации личностно развивающих функций: мотивации, рефлексии, смыслотворчества, самореализации и т.п. [3].

Специфика осуществления процесса личностно-ориентированной подготовки, по мнению М.А.Викулиной, заключается в том, что в его основе лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит обучающегося перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса, признания, самоопределения, ведущие жизненные потребности; такая «ситуация востребованности» личностных проявлений, называемая личностно-ориентированной, «запускает механизмы» личностного развития [2].

Обобщая взгляды исследователей на проблемы личностно-ориентированного образования, учитывая цели и особенности образовательного процесса в вузе МВД, мы предлагаем рассматривать личностно-ориентированное обучение не только как «инструмент» активизации личностных функций, построения педагогических воздействий с максимальной опорой на личностный смысл, но и как условие профессионального самоопределения будущих сотрудников органов внутренних дел МВД РФ в направлениях профессиональной деятельности. При этом основную роль мы отводим склонностям курсантов к определенному направлению деятельности (командной, оперативной, технической, воспитательной), выявляя которые становится возможным оказание помощи курсантам в профессиональном самоопределении на начальном этапе обучения и в дальнейшей реализации их личностного потенциала преимущественно в конкретной области профессиональной деятельности. Неотъемлемым условием выявления склонностей, раскрытия и реализации в учебном процессе личностных функций мы считаем создание соответствующего операционно-деятельностного компонента, одной из составляющих которого является личностно-ориентированная         среда.         Личностно-ориентированная  образовательная среда является сложным объектом системной природы. Системность этого объекта, преобразующего совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития человека, обусловливает ее целостность. Целостность личностно-ориентированной образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. Действительно, существуя как определенная социальная общность, личностно-ориентированная образовательная среда развивает совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной и мировоззренческой адаптации человека к миру, а мира - к человеку.

Личностно-ориентированная образовательная среда, обладая широким спектром модальности, формирует в образовательном учреждении разнообразие типов локальных сред различного качества, которые дают суммарные образовательные эффекты. Причем вектор ценностных ориентаций закладывается не только целевыми установками, содержанием образовательного процесса, но и способами организации познавательной деятельности, общения. «Личностно-ориентированная образовательная среда как бы образует систему координат, ведущих условий, влияний и тенденций педагогического взаимодействия в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством среды обитания» (Л.И. Новикова).

Основными функциями личностно-ориентированной образовательной среды учреждения профессионального образования являются следующие:

1. Адаптивная функция, реализация которой требует учета многообразия интересов и потребностей, а также возможностей, способностей личности обучаемого и преподавателя в образовательном процессе. Следовательно, при отборе содержания образования предполагается возможность разработки для каждого обучающегося индивидуального образовательного маршрута, «прохождение» которого, с одной стороны, обеспечит овладение им минимумом необходимых фундаментальных знаний, обеспечивающих базовую общекультурную и профессиональную подготовку, а с другой стороны, позволит максимально учесть и развить его индивидуальность. Гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дисциплин по выбору, факультативов, многообразие технологий обучения, в которых личность обучаемого является ведущей ценностью, позволят создать условия для подготовки компетентного специалиста. Раскрывая сущность адаптивной функции личностно ориентированной образовательной среды, мы констатируем, что традиционное определение этой функции в триаде знания-умения - навыки достаточно бедно, и обращаемся к актуальным в данный момент идеям творческой адаптации человека в среде и к вводимой В.П.Зинченко педагогической категории «живого знания». Так, «живое знание» отличается от мертвого звания тем, что оно не может быть усвоено, оно должно быть построено. Знание - это событие или событие. Такой подход позволяет утверждать, что адаптация личности в среде означает «вхождение в иные миры: мир знания и незнания, в мир сознания и самосознания, в мир деятельности и самодеятельности, в мир собственной личности, наконец».

2.      Функция самореализации, осуществление которой предполагает создание в вузе МВД условий для самоопределения и самореализации курсантов и преподавателей в соответствии с их возможностями и потребностями. При этом решаются следующие задачи:

- обеспечение комфортного и эффективного существования и развития субъектов образования в образовательной среде;

- персонализация среды, то есть фиксация определенной части среды как своего «Я»

- создание «среды для меня», то есть образовательной среды каждого индивида;

- обеспечение личностного и профессионального роста субъектов среды;

- воспитание гуманистической, компетентной личности условиями среды.

Эффективность образовательной среды во многом определяется тем, как учтены профессиональные и личностные особенности субъектов образования, каковы перспективы их развития в среде. Поэтому важен приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным, направленность на формирование у студентов субъективных картин мира, диагностика личностного и профессионального развития, ситуационное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.

3.      Креативная функция, связанная с такой целью профессионального образования, как «дать возможность всем без исключения проявить свой талант, весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого реализацию своих личных планов» [3]. Эта функция реализуется средой при соединении возможностей каждого на развитие и проявление своих способностей в среде с социальным равенством. А для личности она связана прежде всего с процессом самоактуализации. Индивидуально-творческий подход выводит профессиональное образование на личностный уровень, обеспечивает выявление и развитие творческой индивидуальности, формирование взглядов и убеждений, неповторимой технологии профессиональной деятельности на основе получения общего и профессионального образования. Образование в таких условиях оказывает более избирательное и адекватное влияние на личность в целом, создаются благоприятные предпосылки для профессионального самовоспитания курсантов. Профессионально-личностное развитие и саморазвитие ручающихся сопровождается формированием у них опыта творческой деятельности в условиях субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, самодеятельности, добровольном признании курсантами симулирующей роли преподавателя, стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. Субъект-субъектное взаимодействие предполагает преодоление монологичности образовательного процесса, создание условий для повышения познавательной активности обучающихся, ликвидацию жесткого диктата наших преподавательских «правильных знаний», засилья репродуктивного способа их получения, действий по принципу «делай, как я», стремления передать как можно больший объем знаний и информации, преодоления монотонности, возникающей в результате постоянного темпа и способа преподавания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. - 216 с.

2. Викулина М.А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов. - Пособие для специалистов. - Н. Новгород., 2001.

3. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. - С.16-20.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

 

 

Категорія: УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ | Додав: jww1
Переглядів: 168 | Завантажень: 36 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz