Четвер, 25.04.2024, 20:37
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ

Федосова Ирина Валерьяновна
[ Викачати з сервера (39.0 Kb) ] 11.02.2013, 15:59

Ирина Федосова

(Иркутск, Россия)

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Социально-поведенческая компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста (ключевой уровень), и её формирование видится нам на сегодня приоритетной задачей ВПО. При адекватности сущности и содержания в различных классификациях социально-поведенческая компетентность имеет разные названия: социальная (Дж. Равен, А.К. Маркова, проф. образование Германии); политическая и социальная (Совет Европы, В. Хутмахер); социально-трудовая (А.В. Хуторской); компетентность социального взаимодействия (И.А. Зимняя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (Стратегия модернизации содержания общего образования); самопрезентация (самопродвижение) и способность решать свои проблемы (образование Великобритании).

Анализ современных психологических и педагогических публикаций свидетельствует о небольшом количестве научных работ, посвященных проблемам формирования социально-поведенческой компетентности у студентов, хотя профессиональное образование имеет в решении этой проблемы большие возможности. Можно констатировать, что во многих экспериментальных программах и концепциях недостаточно учитываются психологические особенности учащихся и студентов, кризисность возрастного развития и особенности социально-психологической среды их взросления и созревания. Без учета этих факторов невозможна реализация компетентностно-ориентированного образования на практике: «Компетентностный подход нацеливает деятельность систем образования на признание самоценности и уникальности личности ученика...[2, с.151]».

В связи с этим возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов и научного обоснования системы педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий успешной реализации этого процесса.

В определении социально-поведенческой компетентности мы исходили из актуальности проблемы для нашего региона и контингента студентов педагогического вуза, а также из особенностей природы самой дефиниции «компетентность». Опираясь на положения системного, контекстного и личностного подхода в психолого-педагогической науке, представляющего личность как структуру черт, как некую стабильную совокупность психологических качеств, детерминирующих поведение, мы рассматриваем социально-поведенческую компетентность как интегративную характеристику личности, определяющую её готовность к социально ответственному поведению перед собой и субъектами взаимодействия и окружающей средой в условиях динамично изменяющегося социума и способность решать любые личностно-профессиональные задачи с использованием профессионального и жизненного опыта, с одой стороны, и личностно-профессиональных качеств, с другой. По словам В.И. Байденко, «личность призвана быть наученной жить, чтобы эффективно и нравственно (социально востребованным образом) справляться со своими жизненными проблемами [1]».

«Наученная жить» личность, по нашему мнению, должна обладать неким набором, системой личностных качеств, которые выступают критериями сформированности социально-поведенческой компетентности и  обеспечивают ей успешное решение любых жизненных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях и готовят её к социально ответственному поведению в обществе. Нами были выделены следующие компоненты и критерии сформированности социально-поведенческой компетентности (СПК).

1. Мотивационно-ценностный – отражает готовность личности к проявлению компетентности. Основные критерии здесь:

- мотивация к достижению успеха в жизни;

- степень ценностного отношения к выбранной профессии

2. Содержательный компонент – показывает владение содержанием компетентности, т.е. сформированность личностных качеств, образующих интегративную характеристику личности. Критерии:

- мобильность;                                                

-инициативность и любознательность;

- чувство ответственности и личная дисциплина;

- локус контроля;

- стратегии преодоления жизненных проблем;

- стремление к самосовершенствованию;

- адаптивность;

- способность работать в группе;

- конфликтность;

-самооценка.

3. Поведенческий компонент – отражает опыт проявления СПК в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.

4. Отношенческий компонент – показывает отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения. Основной критерий - степень сформированности рефлексивных умений.

Выявление сущности и структуры социально-поведенческой компетентности дало нам возможность сконструировать модель её формирования у студентов в целостном педагогическом процессе. В основу организации модели мы определили следующие принципы:

- самоценность и уникальность личности обучаемого, который изначально является субъектом образовательного процесса;

- ориентация профессионального образования на индивидуальный социальный опыт студента;

- соотношение технологии формирования социально-поведенческой компетентности с этапами профессионального становления личности (учебная деятельность, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная, профессиональная).

         В модели нами выделены этапы формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе:

         1. Мотивационно-ценностный этап.

2. Процессуально-деятельностный этап.

3. Аналитико-корректировочный этап.

Общими условиями функционирования спроектированной модели являются: обеспечение системного и контекстного подходов через актуализацию возможностей учебных предметов, профессиональной практики и системы воспитания студентов для формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов с учетом их индивидуального социального опыта; стимулирование процесса саморазвития студентов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И.Байденко // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М., 2002.

2.                Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А.Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. – С.56-62.

 

 

Категорія: УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ | Додав: jww1
Переглядів: 253 | Завантажень: 33 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz