Ирина Федосова
(Иркутск, Россия)
СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Социально-поведенческая компетентность является
одной из составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста
(ключевой уровень), и её формирование видится нам на сегодня приоритетной
задачей ВПО. При адекватности сущности и содержания в различных классификациях
социально-поведенческая компетентность имеет разные названия: социальная (Дж.
Равен, А.К. Маркова, проф. образование Германии); политическая и социальная
(Совет Европы, В. Хутмахер); социально-трудовая (А.В. Хуторской);
компетентность социального взаимодействия (И.А. Зимняя); компетентность в сфере
социально-трудовой деятельности (Стратегия модернизации содержания общего
образования); самопрезентация (самопродвижение) и способность решать свои
проблемы (образование Великобритании).
Анализ современных психологических и
педагогических публикаций свидетельствует о небольшом количестве научных работ,
посвященных проблемам формирования социально-поведенческой компетентности у
студентов, хотя профессиональное образование имеет в решении этой проблемы
большие возможности. Можно констатировать, что во многих экспериментальных
программах и концепциях недостаточно учитываются психологические особенности
учащихся и студентов, кризисность возрастного развития и особенности
социально-психологической среды их взросления и созревания. Без учета этих
факторов невозможна реализация компетентностно-ориентированного образования на
практике: «Компетентностный подход нацеливает деятельность систем образования
на признание самоценности и уникальности личности ученика...[2, с.151]».
В связи с этим возникает необходимость разработки
содержательных и технологических аспектов формирования социально-поведенческой
компетентности у будущих специалистов и научного обоснования системы
педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий
успешной реализации этого процесса.
В определении социально-поведенческой
компетентности мы исходили из актуальности проблемы для нашего региона и
контингента студентов педагогического вуза, а также из особенностей природы
самой дефиниции «компетентность». Опираясь на положения системного,
контекстного и личностного подхода в психолого-педагогической науке,
представляющего личность как структуру черт, как некую стабильную совокупность
психологических качеств, детерминирующих поведение, мы рассматриваем социально-поведенческую компетентность
как интегративную характеристику личности, определяющую её готовность к
социально ответственному поведению перед собой и субъектами взаимодействия и
окружающей средой в условиях динамично изменяющегося социума и способность
решать любые личностно-профессиональные задачи с использованием профессионального
и жизненного опыта, с одой стороны, и личностно-профессиональных качеств, с
другой. По словам В.И. Байденко, «личность призвана быть наученной жить, чтобы
эффективно и нравственно (социально востребованным образом) справляться со
своими жизненными проблемами [1]».
«Наученная жить» личность, по нашему мнению, должна
обладать неким набором, системой личностных качеств, которые выступают
критериями сформированности социально-поведенческой компетентности и обеспечивают ей успешное решение любых
жизненных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях и готовят её к
социально ответственному поведению в обществе. Нами были выделены следующие
компоненты и критерии сформированности социально-поведенческой компетентности
(СПК).
1.
Мотивационно-ценностный – отражает
готовность личности к проявлению компетентности. Основные критерии здесь:
-
мотивация к достижению успеха в жизни;
-
степень ценностного отношения к выбранной профессии
2.
Содержательный компонент –
показывает владение содержанием компетентности, т.е. сформированность
личностных качеств, образующих интегративную характеристику личности. Критерии:
- мобильность;
-инициативность
и любознательность;
-
чувство ответственности и личная дисциплина;
-
локус контроля;
-
стратегии преодоления жизненных проблем;
-
стремление к самосовершенствованию;
-
адаптивность;
-
способность работать в группе;
-
конфликтность;
-самооценка.
3.
Поведенческий компонент – отражает
опыт проявления СПК в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
4.
Отношенческий компонент – показывает
отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения. Основной
критерий - степень сформированности рефлексивных умений.
Выявление сущности и структуры
социально-поведенческой компетентности дало нам возможность сконструировать
модель её формирования у студентов в целостном педагогическом процессе. В
основу организации модели мы определили следующие принципы:
-
самоценность и уникальность личности обучаемого, который изначально является
субъектом образовательного процесса;
-
ориентация профессионального образования на индивидуальный социальный опыт
студента;
-
соотношение технологии формирования социально-поведенческой компетентности с
этапами профессионального становления личности (учебная деятельность,
квазипрофессиональная, учебно-профессиональная, профессиональная).
В модели нами выделены этапы
формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов в
процессе профессионального обучения в педагогическом вузе:
1. Мотивационно-ценностный этап.
2. Процессуально-деятельностный этап.
3. Аналитико-корректировочный этап.
Общими условиями функционирования спроектированной
модели являются: обеспечение системного и контекстного подходов через
актуализацию возможностей учебных предметов, профессиональной практики и
системы воспитания студентов для формирования социально-поведенческой
компетентности у будущих специалистов с учетом их индивидуального социального
опыта; стимулирование процесса саморазвития студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые
компетенции как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И.Байденко
// Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М.,
2002.
2.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая
парадигма результата образования / И.А.Зимняя //Высшее образование сегодня. -
2003. - № 5. – С.56-62.
|