Бейзеров Владислав Александрович - УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:25
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ

Бейзеров Владислав Александрович
[ Викачати з сервера (36.5Kb) ] 11.02.2013, 16:00

Владислав Бейзеров

(Гомель)

 

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ЗАПАДЕ

 

Описание сферы деятельности преподавателя вуза и круга выполняемых им обязанностей постоянно вызывает затруднения. Требования к изменению круга обязанностей и сферы деятельности преподавателей изменяются в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Данные изменения не происходят напрямую, а осуществляются главным образом чрез изменение учебных программ и потребности в формированию у преподавателей новых компетенций. Изменения выражаются в необходимости приобретения новых знаний, которые преподаватель понимает как дополнительную нагрузку.

Проблемой является также широкий спектр определений компетенций. Зачастую, требуемый перечень компетенций не соответствует реальным условиям и не принимает во внимание интересы самих преподавателей. Таким образом, становится актуальным вопрос о подготовке преподавателей вузов к новым, постоянно изменяющимся условиям работы и формированию у них необходимых компетенций.

Понятие «компетенция» применяется по-разному. Необходимо рассмотреть существующие определения и трактовки понятия профессиональной компетентности, пытаясь прояснить различия между компетентностным подходом (подразумевающий наличие у специалиста навыков и способностей,  а также их эффективное применение на практике). и  вторым подходом, трактующим компетентность как стратегию поведения и регулятор производительности труда.

Компетенция как навык характеризует способность выполнять свои обязанности и выполнять задачи согласно прописанным требованиям к данной должности и данному специалисту. Ограниченность данного подхода объясняется тем, что в своей ежедневной работе профессионал сталкивается с разнообразными, разнотипными ситуациями, другими профессионалами и «клиентами», которые требуют адекватной реакции на свои  особенности.  Второй подход исходит из социальной природы компетенций.

По отношению к  обучению, первый подход наделяет компетенцию когнитивной функцией, которая катализирует особую форму поведения и делает обучение синонимом развития.

Принимая во внимание тот факт, что понятие компетенции включает в себя широкий круг способностей, влекущих действия, предполагающие различные реакции в сложных и нестандартных ситуациях, способности обучаться через деятельность (согласно второму подходу), следует считать его более адекватным для применения в нашем исследовании, в понимании функций преподавателя в  условиях  Интернет-обучения,  а также построении всей системы подготовки преподавателей, способных работать по программам дистанционного обучения.

С другой стороны, основная цель подготовки педагогических кадров – формирование и развитие компетенций, необходимых для надлежащего выполнения своих обязанностей. 

В большинстве источников указывается на то, что компетенции преподавателей  вузов, работающих в виртуальном пространстве вытекают из общих компетенций, характерных для всех преподавателей.  Тем не менее, необходимо отметить, что в виртуальном образовательном пространстве деятельность преподавателей и обучаемых приобретает совершенно новые черты. Определение ключевых компетенций преподавателей высшей школы, работающих с «высокими технологиями» должно базироваться на выделении основных задач, которые должен выполнять в соответствии со своими функциональными обязанностями. Данной проблеме посвящено большое количество публикаций в западной научной периодике (в частности в журналах «Образовательные технологии», «Европейский журнал педагогического образования», «Американский журнал дистанционного образования», «Британский журнал образовательных технологий» и др.). Исследования в данном направлении активизировались в последние 10-15 лет, что, безусловно, связано со стремительным развитием информатизации образовательного процесса и расширением Интернет-образования. В настоящее время удалось стандартизировать большинство понятий и определений на международном уровне. В международной практике используются такие классификаторы, как IBSTPI, AECT и др.

Нами рассмотрено несколько программ подготовки преподавателей вузов. Значительная их часть представляет собой кратковременные курсы для лиц, имеющих по крайней мере вторую академическую степень (степень магистра). Большая часть – программы непрерывного обучения, включающие значительную долю Он-лайн обучения.

В последние годы ведутся дискуссии о повышении информационной или компьютерной грамотности педагогов. В программах подготовки и переподготовки преподавателей должны быть включены (расширены) разделы, связанные с информатизацией образовательного процесса. Анализ деятельности преподавателей высшей школы, проведенный  исследователями в ряде стран Европейского Союза показал, что значительная часть из них не обладает достаточными компетенциями в сфере планирования образовательного процесса, мотивации студентов, навыками в сфере организации групповой работы, усилении взаимодействия между студентами. У многих преподавателей не развиты т.н. технологические  компетенции (к примеру, использование электронных ресурсов и инструментов, отсутствуют навыки разработки мультимедийных материалов, веб-материалов и руководств по читаемым курсам).

Решению проблемы может способствовать проведение обучающих тренингов для преподавателей непосредственно в образовательном учреждении, а также проведение мастер-классов опытными преподавателями, в значительной мере – обмен опытом с зарубежными

Категорія: УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ | Додав: jww1
Переглядів: 110 | Завантажень: 29 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz