Владислав Бейзеров
(Гомель)
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ЗАПАДЕ
Описание сферы деятельности преподавателя вуза и круга
выполняемых им обязанностей постоянно вызывает затруднения. Требования к
изменению круга обязанностей и сферы деятельности преподавателей изменяются в
связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный
процесс. Данные изменения не происходят напрямую, а осуществляются главным
образом чрез изменение учебных программ и потребности в формированию у
преподавателей новых компетенций. Изменения выражаются в необходимости приобретения новых знаний, которые преподаватель понимает как дополнительную нагрузку.
Проблемой является также широкий спектр определений компетенций.
Зачастую, требуемый перечень компетенций не соответствует реальным условиям и
не принимает во внимание интересы самих преподавателей. Таким образом,
становится актуальным вопрос о подготовке преподавателей вузов к новым,
постоянно изменяющимся условиям работы и формированию у них необходимых
компетенций.
Понятие «компетенция» применяется по-разному. Необходимо
рассмотреть существующие определения и трактовки понятия профессиональной
компетентности, пытаясь прояснить различия между компетентностным подходом
(подразумевающий наличие у специалиста навыков и способностей, а также их эффективное применение на
практике). и вторым подходом, трактующим
компетентность как стратегию поведения и регулятор производительности труда.
Компетенция как навык характеризует способность выполнять свои
обязанности и выполнять задачи согласно прописанным требованиям к данной
должности и данному специалисту. Ограниченность данного подхода объясняется
тем, что в своей ежедневной работе профессионал сталкивается с разнообразными,
разнотипными ситуациями, другими профессионалами и «клиентами», которые требуют
адекватной реакции на свои
особенности. Второй подход
исходит из социальной природы компетенций.
По отношению к обучению,
первый подход наделяет компетенцию когнитивной функцией, которая катализирует
особую форму поведения и делает обучение синонимом развития.
Принимая во внимание тот факт, что понятие компетенции включает
в себя широкий круг способностей, влекущих действия, предполагающие различные
реакции в сложных и нестандартных ситуациях, способности обучаться через
деятельность (согласно второму подходу), следует считать его более адекватным
для применения в нашем исследовании, в понимании функций преподавателя в условиях Интернет-обучения, а также построении всей системы подготовки
преподавателей, способных работать по программам дистанционного обучения.
С другой стороны, основная цель подготовки педагогических кадров
– формирование и развитие компетенций, необходимых для надлежащего выполнения
своих обязанностей.
В большинстве источников указывается на то, что компетенции
преподавателей вузов, работающих в виртуальном пространстве
вытекают из общих компетенций, характерных для всех преподавателей. Тем не менее, необходимо отметить, что в виртуальном образовательном
пространстве деятельность преподавателей и обучаемых приобретает совершенно
новые черты. Определение ключевых компетенций преподавателей высшей школы,
работающих с «высокими технологиями» должно базироваться на выделении основных
задач, которые должен выполнять в соответствии со своими функциональными
обязанностями. Данной проблеме посвящено большое количество публикаций в
западной научной периодике (в частности в журналах «Образовательные
технологии», «Европейский журнал педагогического образования», «Американский
журнал дистанционного образования», «Британский журнал образовательных
технологий» и др.). Исследования в данном направлении активизировались в
последние 10-15 лет, что, безусловно, связано со стремительным развитием
информатизации образовательного процесса и расширением Интернет-образования. В
настоящее время удалось стандартизировать большинство понятий и определений на
международном уровне. В международной практике используются такие
классификаторы, как IBSTPI, AECT и др.
Нами рассмотрено несколько программ подготовки преподавателей
вузов. Значительная их часть представляет собой кратковременные курсы для лиц,
имеющих по крайней мере вторую академическую степень (степень магистра). Большая часть –
программы непрерывного обучения, включающие значительную долю Он-лайн обучения.
В последние годы ведутся дискуссии о повышении информационной
или компьютерной грамотности педагогов. В программах подготовки и
переподготовки преподавателей должны быть включены (расширены) разделы,
связанные с информатизацией образовательного процесса. Анализ деятельности
преподавателей высшей школы, проведенный
исследователями в ряде стран Европейского Союза показал, что значительная часть из них не
обладает достаточными компетенциями в сфере планирования образовательного
процесса, мотивации студентов, навыками в сфере организации групповой работы,
усилении взаимодействия между студентами. У многих преподавателей не развиты
т.н. технологические компетенции (к
примеру, использование электронных ресурсов и инструментов, отсутствуют навыки
разработки мультимедийных материалов, веб-материалов и руководств по читаемым
курсам).
Решению проблемы может способствовать
проведение обучающих тренингов для преподавателей непосредственно в
образовательном учреждении, а также проведение мастер-классов опытными
преподавателями, в значительной мере – обмен опытом с зарубежными
|