Светлана
Воробьева
(Шуя, Россия)
ИСТОРИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В далеком прошлом, когда
человек испытывал беззащитность перед силами природы, свое физическое состояние
он связывал с мистическими представлениями. Так, в первобытнообщинном строе эти
представления обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране
здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако, в процессе эволюции,
человек наблюдал и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между
здоровьем, образом жизни, факторами среды, целебными и оздоравливающими
свойствами природы.
В рабовладельческом строе
человек стремится систематизировать знания по проблемам сохранения здоровья.
Усилия ученых были направлены на создание оздоровительных систем, таких,
например, как китайская «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюр-веда» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом
образе жизни» Гиппократа (около 400
лет до н.э.). Аналогичная система оздоровления существовала в Древней Спарте,
где занятия физическими упражнениями предписывались и строго контролировались
государством, являясь обязательными для всех граждан. Высокий уровень здоровья
спартанцев до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.
Одним из основоположников предписаний о здоровом
образе жизни является Абу Али Ибн Сина
(Авиценна). Он первым разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций: тело здоровое до
предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное;
тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким
недугом; тело больное до предела. В «Трактате о гигиене» автор пишет, что
основа искусства сохранения здоровья состоит в уравновешивании факторов,
влияющих на здоровье. Среди этих факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи
и питья; очистка тела от излишков; сохранение правильного телосложения;
улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды;
уравновешенность физического и душевного.
В «Домострое» написано: «…чистоту телесную хранить от
всякого блуда и пьянства, чревоугодия, от неурочных пития и еды, от обжорства и
пьянства…».
В труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский
указывал, что «для продолжения жизни» с целью получения «полного образования»
необходимо «предохранять тело от болезней…», потому что «…тело предназначено
быть не только жилищем разумной души, но и ее орудием, без которого она ничего
не может… даже мыслить». «Тело сохраняется в бодром состоянии умеренным образом
жизни», который, по мнению автора во многом определяется грамотным
планированием режима дня.
В педагогических сочинениях Д. Локка была представлена развернутая программа
реального образования, имеющая практическую направленность обучения для
подготовки к жизни и деятельности. В «Мыслях о воспитании» автор раскрывает
проблемы формирования и сохранения здоровья. «Здоровье необходимо нам для
профессиональной деятельности и счастья – пишет он – каждому, кто желает играть
какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения
и усталость…».
И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного
образования, сущностью которой являлось природосообразное, гармоничное развитие
умственных, физических и нравственных сил ребенка. В работе «Как Гертруда учит
своих детей» он предлагает упражнения, где посредством составления постепенно
расширяющихся предложений дети приходят к поучительным заключениям, как,
например: «… я буду беречь свое здоровье не иначе как путем величайшей
умеренности и соблюдения режима».
Проблемы здорового образа жизни и профилактики
заболеваний отражены в работах ученых, философов: Ф.Рабле, Гегеля, И. Канта,
Ж.Ж. Руссо и др.
Основы системы мероприятий, направленных на
воспитание человека здоровым были заложены в трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф.
Каптерева, И.М. Сеченова, П.Ф. Лесгафта,
И.И. Мечникова и других ученых.
Высокие требования К.Д. Ушинский предъявлял к
личности будущего педагога. Для поступающих на педагогические курсы требовалось
не только высокая образованность и знание языков, но и «безукоризненная
нравственность и одобрительный образ жизни».
М.В. Ломоносов в труде «О сохранении и
размножении российского народа» показал роль наследственных факторов в
появлении здорового поколения, обратился к проблемам нравственного и полового
воспитания молодежи. Им был утвержден режим и рацион питания в общежитии;
предъявлялись высокие требования к соблюдению элементарных гигиенических норм;
уделялось большое значение труду и осуждался праздный образ жизни.
А.П. Щапов в своей работе «Значение
естествознания в воспитании детей и образе жизни народа» указывает на слабые
стороны сложившихся систем, воспитания и образования, которые были оторваны от
законов природы, а это негативно сказывалось на умственном развитии, мыслях и
чувствах человека. Причины аномалий, болезней, духовных и физических патологий
человека и общества он видел в незнании и нарушении закономерностей природы
воспитания и образа жизни.
В.А. Сухомлинский в своих трудах говорил о
необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, и постоянно
подчеркивал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».
В последние годы проблема формирования здорового
образа жизни получила свое развитие благодаря исследованиям многих ученых
(Карасева Т.В., Толстов С.Н., Казакова Т.Н., Лисицын Ю.П., Вайнер Э.Н. и др.).
Таким образом, в изучении проблемы сохранения и
укрепления здоровья людей неоценимый вклад внесли выдающиеся философы, ученые, педагоги
и врачи. Их взгляды до сих пор актуальны и могут найти широкое практическое
применение в современной системе общего, специального образования России. В
настоящее время сохранение и укрепление здоровья молодежи является важнейшей
составляющей современного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ибн-Сина. Трактат о гигиене; Абу Али ибн Сина;
Пер. с араб. Муфтия Зияуддинхана ибн Ишан Бабахана при участии и под ред. У.И.
Каримова. – Ташкент: Фан, 1980.
2.
Коменский Я.А. Избранные педагогические
сочинения. Т.1. –
М.: Педагогика. –1982.
– 656 с.
3.
Ломоносов
М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. – М.: «Педагогика», 1991 –344 с.
4.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические
сочинения. Т.1. /
Под ред. В.А. Ротенберг, В.М, Кларина. -
М.: Педагогика. 1981.
–336 с.
5.
Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.
|