Воробьева Светлана Николаевна - ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:23
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П.

Воробьева Светлана Николаевна
[ Викачати з сервера (41.0Kb) ] 11.02.2013, 14:49

Светлана Воробьева

(Шуя,  Россия)

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мистическими представлениями. Так, в первобытнообщинном строе эти представления обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако, в процессе эволюции, человек наблюдал и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом жизни, факторами среды, целебными и оздоравливающими свойствами природы.

В рабовладельческом строе человек стремится систематизировать знания по проблемам сохранения здоровья. Усилия ученых были направлены на создание оздоровительных систем, таких, например, как китайская «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюр-веда» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.). Аналогичная система оздоровления существовала в Древней Спарте, где занятия физическими упражнениями предписывались и строго контролировались государством, являясь обязательными для всех граждан. Высокий уровень здоровья спартанцев до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.

Одним из основоположников предписаний о здоровом образе жизни  является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Он первым разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций: тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. В «Трактате о гигиене» автор пишет, что основа искусства сохранения здоровья состоит в уравновешивании факторов, влияющих на здоровье. Среди этих факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи и питья; очистка тела от излишков; сохранение правильного телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного.

В «Домострое» написано: «…чистоту телесную хранить от всякого блуда и пьянства, чревоугодия, от неурочных пития и еды, от обжорства и пьянства…».

В труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский указывал, что «для продолжения жизни» с целью получения «полного образования» необходимо «предохранять тело от болезней…», потому что «…тело предназначено быть не только жилищем разумной души, но и ее орудием, без которого она ничего не может… даже мыслить». «Тело сохраняется в бодром состоянии умеренным образом жизни», который, по мнению автора во многом определяется грамотным планированием режима дня.

В педагогических сочинениях Д. Локка  была представлена развернутая программа реального образования, имеющая практическую направленность обучения для подготовки к жизни и деятельности. В «Мыслях о воспитании» автор раскрывает проблемы формирования и сохранения здоровья. «Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья – пишет он – каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость…».

И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, сущностью которой являлось природосообразное, гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка. В работе «Как Гертруда учит своих детей» он предлагает упражнения, где посредством составления постепенно расширяющихся предложений дети приходят к поучительным заключениям, как, например: «… я буду беречь свое здоровье не иначе как путем величайшей умеренности и соблюдения режима».

Проблемы здорового образа жизни и профилактики заболеваний отражены в работах ученых, философов: Ф.Рабле, Гегеля, И. Канта, Ж.Ж. Руссо и др.

Основы системы мероприятий, направленных на воспитание человека здоровым были заложены в трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева,  И.М. Сеченова, П.Ф. Лесгафта, И.И. Мечникова и других ученых.

Высокие требования К.Д. Ушинский предъявлял к личности будущего педагога. Для поступающих на педагогические курсы требовалось не только высокая образованность и знание языков, но и «безукоризненная нравственность и одобрительный образ жизни».

М.В. Ломоносов в труде «О сохранении и размножении российского народа» показал роль наследственных факторов в появлении здорового поколения, обратился к проблемам нравственного и полового воспитания молодежи. Им был утвержден режим и рацион питания в общежитии; предъявлялись высокие требования к соблюдению элементарных гигиенических норм; уделялось большое значение труду и осуждался праздный образ жизни.

А.П. Щапов в своей работе «Значение естествознания в воспитании детей и образе жизни народа» указывает на слабые стороны сложившихся систем, воспитания и образования, которые были оторваны от законов природы, а это негативно сказывалось на умственном развитии, мыслях и чувствах человека. Причины аномалий, болезней, духовных и физических патологий человека и общества он видел в незнании и нарушении закономерностей природы воспитания и образа жизни.

В.А. Сухомлинский в своих трудах говорил о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, и постоянно подчеркивал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

В последние годы проблема формирования здорового образа жизни получила свое развитие благодаря исследованиям многих ученых (Карасева Т.В., Толстов С.Н., Казакова Т.Н., Лисицын Ю.П., Вайнер Э.Н. и др.).

Таким образом, в изучении проблемы сохранения и укрепления здоровья людей неоценимый вклад внесли выдающиеся философы, ученые, педагоги и врачи. Их взгляды до сих пор актуальны и могут найти широкое практическое применение в современной системе общего, специального образования России. В настоящее время сохранение и укрепление здоровья молодежи является важнейшей составляющей современного образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                Ибн-Сина. Трактат о гигиене; Абу Али ибн Сина; Пер. с араб. Муфтия Зияуддинхана ибн Ишан Бабахана при участии и под ред. У.И. Каримова. – Ташкент: Фан, 1980.

2.                Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Педагогика. –1982. – 656 с.

3.                Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. – М.: «Педагогика», 1991344 с.

4.                Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.1. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М, Кларина. -  М.: Педагогика. 1981. –336 с.

5.                Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.

 

Категорія: ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. | Додав: jww1
Переглядів: 207 | Завантажень: 39 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz