П`ятниця, 29.03.2024, 00:43
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П.

Смирнов Роман Александрович
[ Викачати з сервера (41.0 Kb) ] 11.02.2013, 14:31

Роман Смирнов

(Шуя, Россия)

 

Творческая развивающая образовательная среда как фактор профессионального обучения

 

Цивилизованный мир ХХI века переживает кардинальные изменения в сфере образования, профессионального обучения. Ведущей тенденцией педагогики III тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида.

Требования к уровню подготовки будущего специалиста, к его профессиональным и личностным качествам, ценностям, установкам и интересам, профессиональной направленности мышления, эмоционально-волевым качествам, способностям и компетенциям неуклонно повышаются. Ориентация на функционализм в подготовке и мышлении специалиста уходит в прошлое. Выпускнику необходима целостная ориентировка в мире человека, что предполагает развитость и его собственной ценностно-смысловой сферы, открытость миру и воздействию его культуры.

Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в учебном заведении.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии, культурологи, экологии свидетельствует о том, что среда признаётся одним из ведущих факторов развития личности.

Специфика образовательной среды и различные аспекты средовой проблематики нашли отражение в трудах Д.Б. Беляева, В.С. Библера, В.Г. Бочаровой, Ю.С. Бродского, Р.Б. Вендровской, Н.А. Вьюновой, Н.А. Ветлугина, В.Г. Воронцова, З.А. Галагузовой, С.Д. Дерябко, М.М. Князевой, В.А. Козырева, Н.Б. Крыловой, Т.Н. Мальковской, Ю.С. Майнулова, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, В.З. Равкина, П.И. Рокитинского, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, В.И. Слободчикова, Ю.В. Сычёва, Ф.А. Фрадкина, Р.Х. Шакурова, В.А. Ясвина.

Однако, несмотря на значительное число научных публикаций по отдельным аспектам проблемы педагогического потенциала среды, её функций и структуры, многие существенные вопросы остаются нерешенными. Нет специальных работ, раскрывающих роль образовательной среды учебного заведения в развитии профессионализма и личности будущего специалиста, это относится и к учащимся профессиональных училищ.

В своем исследовании под образовательной средой мы понимаем систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3].

В типологии сред особое место занимает творческая развивающая среда, которую следует рассматривать как педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, представляющий собой совокупность как социальных и духовных, так и предметно-материальных феноменов, т.е. все окружение, присущее процессу обучения.

Понятие «развивающая творческая среда» заимствовано педагогикой из философии, где оно отождествлялось со смысловым эквивалентом «среда» (Аристотель, Д.Дидро, Б.Сииноза, Р.Декарт, О.Конт и т.д.). Среда понимается как вещество, заполняющее какое-либо пространство и обладающее определенными свойствами; совокупность природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность какого-либо организма; социально бытовая обстановка, в которой протекает жизнь человека; группа людей, связанных между собой общностью условий, обстановки.

В развивающей творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самостоятельностью, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Развивающая творческая среда – единственная, которая способна обеспечить условия личностного саморазвития студента. Это саморазвитие происходит за счет использования студентами того комплекса специфических возможностей, которые им предоставляет коллектив преподавателей, создающий данную среду.

Под комплексом возможностей развивающей творческой среды мы понимаем: то, что эта среда предоставляет субъекту; чем его обеспечивает; что ему предлагает.

При этом важно, что комплекс возможностей представляет собой единство свойств развивающей творческой среды и самого студента. Развивающая творческая среда представляет собой диалектическое единство своих научно-предметных, творческих и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообуславливаемых. В развивающей творческой среде субъекты образовательного процесса осуществляют свою деятельность, творчески используя научно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся в данной среде социальных отношений. Таким образом, качество развивающей творческой среды определяется:

-       качеством социальных отношений в данной среде;

-       качеством связей между научно-предметным социальным компонентом этой среды;

-       качеством творческого использования научно-предметного компонента.

Развивающая творческая среда создается применением инновационных технологий обучения и косвенных методов управления. Необходимо так смоделировать процесс познания, чтобы обучаемый был вовлечен в творческий поиск новых знаний, проявляя потребность в личном изменении и самоопределении.

В развивающей творческой среде преподаватели должны быть сами вовлечены в поиски способов развития у студентов способности к самоактуализации. Это в свою очередь ведет к встречной активности студентов, и в конечном итоге приводит к сложению самоактуализации и преподавателей и студентов.

Создание развивающей творческой среды, условий, благоприятствующих проявлению творческой активности, стимулирует творческую деятельность, но не обеспечивает ее усвоение. Можно объяснить обучаемым, какие средства познания существуют, как они сопрягаются в законченную теоретическую мысль, но нахождение непосредственно творческого способа и метода продуктивной деятельности ложится целиком на плечи созидающего. Нельзя создать творцов «по заказу», но можно создать духовную атмосферу, среду, благоприятствующую их появлению [2].

ЛИТЕРАТУРА

1.    Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография/ А.И. Артюхина – Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2006 – 237 с. (14,8 п. л)

2.    Романова К.Е. Проектирование образовательной среды: Учебное пособие / К.Е. Романова. – Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 8 п.л.

3.    Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. — 365 с.

 

Категорія: ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. | Додав: jww1
Переглядів: 415 | Завантажень: 48 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz