Геннадий
Киселев
(Шуя, Россия)
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация российского образования имеет своей
целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов,
адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере
обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени
соответствовать социальным ожиданиям.
В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения
проблемы качества образования. Во-первых, различают (О.Е. Лебедев, А.Н.Майоров,
М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.) качество образования как процесса
и качество образования как его результата. Исходя из этого, качество
образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и
средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не
гарантирует качества образования в целом, так как его цели могут не в полной
мере соответствовать новым потребностям общества. Во-вторых, во многом меняется
смысл понятия «образовательные результаты». В современной педагогической
психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных,
операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности
составляют готовность к решению значимых для нее проблем.
Развитию мотивационного потенциала (ценностных ориентации,
потребностей и интересов) соответствуют личностные образовательные результаты,
операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) — метапредметные.
Когнитивные возможности (знания) соотносятся, как правило, с предметными
результатами образования. Совокупность этих результатов можно охарактеризовать
в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компетентностного
подхода. Они представляют собой ключевые компетенции.
Прежняя система образования, многие десятилетия успешно
готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной
мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня.
Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические
исследования (Я.А. Ваграменко,
А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом
обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения,
адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их
самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации,
использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.
Данное направление продолжает вызывать
повышенный интерес как отечественной, так и зарубежной психолого-педагогической
науки. Об этом также свидетельствуют и изменения, внесенные в закон РФ «Об
образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий [4].
В Федеральных государственных образовательных
стандартах также сделан акцент о том, что реализация компетентностного подхода
должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и
ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в
сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития
профессиональных навыков обучающихся.
Таким образом, следует говорить о формировании во многом
новой среды обучения.
И.С. Якиманская [1] отмечает: чем разнообразнее школьная
среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного
в обучении и реальной жизни. Выделим две основные идеи. Во-первых,
необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ
способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение,
адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту
проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.
Ключевым компонентом в ИКОС является компьютер. Он
становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления
знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения
учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров
в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании
различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.
Новые информационные и коммуникационные технологии, как
отмечают Л.Ю. Невуева и Т.А. Сергеева [3], окажут принципиальное воздействие на
процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их
возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе
средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно
ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых
образовательных результатов – приоритетное
формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей.
Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально
(по целевому основанию) изменить образовательную деятельность, в которую
включаются.
Анализ литературы, диссертационных исследований показывает,
что, рассматривая информационную образовательную среду, почти все авторы
сосредоточиваются на инструментах, средствах деятельности и коммуникаций,
источниках информации, т.е. на операциональном («орудийном», как
говорил в свое время академик А.П.Ершов) компоненте, и почти никто не
анализирует содержательное наполнение. Более того, исходят при этом не из
необходимости достижения принципиально новых образовательных результатов. Как
следствие, новая среда повышает эффективность старых методик и педагогических
технологий и ориентирована на традиционные образовательные результаты.
Как сформировать и эффективно использовать
информационно-образовательную среду? Ведь она, по существу, своего рода «конструктор», из элементов которого можно построить много
разнообразных (определяемых задачами освоения конкретного учебного материала)
систем обучения. Можно выделить несколько этапов проектировочной и
организационной деятельности преподавателя. На концептуальном этапе
обосновывается модель обучения, определяемая принятыми целями, планируемыми
образовательными результатами (формированием ключевых компетенций) и характером
предполагаемых совместных действий педагога и обучаемых в учебном процессе, где
главная роль принадлежит учащимся.
Этап проектирования связан с разработкой
преподавателем проекта образовательного процесса. Определяя процессуальную
сторону предстоящей деятельности, педагог обосновывает последовательность своих
действий, содержание отдельных звеньев.
На следующем этапе создания проекта преподаватель
анализирует имеющиеся в его распоряжении возможности, в том числе электронные.
Для обоснованного подбора средств, адекватных принятой модели обучения,
целесообразно опираться на типологию электронных ресурсов по их методическим
функциям. Она рассмотрена в работах ряда авторов (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, О.К. Филатов и др.)
и позволяет целенаправленно и методически обоснованно формировать
инструментальную часть информационно-образовательной среды.
Результаты анализа имеющихся в арсенале преподавателя
ресурсов позволяют перейти к следующей стадии проектирования – моделированию их использования в будущей
деятельности. При рассмотрении условий, в которых будет осуществляться
обучение, определяется, какие конкретно процессы могут быть обеспечены
ресурсами, а какие нет. В этом случае анализ имеющихся возможностей будет
непосредственно связан с выбором конкретных средств достижения целей и
получения планируемых образовательных результатов.
Разрабатываемый проект включает в себя схему будущих
совместных действий преподавателя и обучаемых. Он содержит перечень целей,
проблем и заданий, способов деятельности, а также возможных видов
взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой. В зависимости от характера
проектируемой информационно-образовательной среды и организационных форм
образовательного процесса (дистанционное обучение, внутриаудиторная локальная
сеть и т.д.) необходимо планировать использование тех или иных средств и
ресурсов коммуникационных технологий.
Дальнейшие действия преподавателя связаны с
организацией усвоения учебного материала, и здесь функции средств обучения,
входящих в состав информационно-образовательной среды.
Важным условием повышения качества обучения является
систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и
своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкими
возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и
итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной
деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания
проектов.
В существующей практике обучения преподаватель в большинстве
случаев не осуществляет рефлексивных действий (и не формирует эти умения у
обучаемых либо делает это неосознанно, стихийно, без четко обозначенных целей и
критериев). В формируемой новой образовательной среде этот компонент
деятельности приобретает важное значение. В процессе рефлексии и преподаватель,
и обучаемые ставят перед собой вопросы: что, как и почему они делали, чем
обусловлены те или иные учебные достижения или пробелы в знаниях, умениях,
навыках. Прежде всего анализируется уровень продвижения в освоении учебного
материала, в формировании умений целенаправленного поиска средств для решения
возникающих проблем, а также характер взаимодействия учащихся между собой и с
преподавателем.
В поисках ответа на эти вопросы значительную роль могут
сыграть средства контроля на базе ИКТ, входящие в информационно-образовательную
среду. В частности, анализ полученных с их помощью результатов пооперационного
контроля учебной деятельности, обращение к данным ее накопительного оценивания
(портфолио). Реализации нормативной функции рефлексии могут служить различного
типа компьютерные экспертные системы педагогической и психологической
диагностики. Итоги анализа станут основанием для коррекции или планирования
новых вариантов методики обучения, индивидуальных образовательных маршрутов
каждого обучаемого.
Таким образом, электронные образовательные
ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда
имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет
реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с
ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой
являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие
творческих способностей обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Якиманская И.С. Личностно
ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М., 1996.
2. Беренфелъд Б.С. Инновационные
учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего
прошлого и взгляд в будущее) / Б.С.Беренфельд, К.Л.Бутягина // Вопросы
образования.-2005.-№ 3.
3. Невуева Л.Ю. О
перспективных тенденциях развития педагогических программных средств /
Л.Ю.Невуева, Т.А.Сергеева /
Информатика и образование. - 1990. - № 3.
4. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] // www.pravo.gov.ru (дата обращения 19.11.2012).
imes �
WRmp ��-fareast-font-family:TimesNewRomanPSMT;mso-ansi-language:UK'> позабюджетних
коштів для науково-дослідних проектів;
- запровадження
платного навчання в Україні означає відмову від гарантованого державою
безкоштовного навчання, проте, якщо розуміти це як інвестиції для кожного в його
майбутнє, то такий крок є цілком виправданим, оскільки, враховуючи тенденцію, що
70-80 % дорослого
населення Європи підвищує кваліфікацію або й зовсім змінює спеціалізацію;
ЛІТЕРАТУРА
1. Боголіб Т. М. Университет
как экономическая корпорация (Опыт США) / Т. М. Боголіб // Вісник економічної науки України, 2010. – №2.
– С. 13-17.
2. Шевченко В. Л. Болонский
процесс: состояние и проблемы высшего образования Украины / В. Л. Шевченко, К. С. Семенюк // Вісник економічної науки України, 2009. – Вип.
– №1(10). – С. 30-34.
3. Василик О. Д. Теорія
фінансів / О. Д. Василик – К.:
НІОС, 2000. – 416 с.
4. Єгорова О.В.
До проблеми пошуку додаткових джерел фінансування вищої освіти України
/ О.В. Єгорова // Болонський процес: стан та перспективи розвитку вищої
освіти в Україні: матеріали науково-методичної конф. 18-19.11.2010 р. – НТУУ «КПІ». – С. 121–125.
5. Education at a Glance. OECD Indicators. – Paris, 2011 - С. 94.
|