Т.В. Бикеева,
А.С. Целовальникова
(Чита, Россия)
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Актуальность данной проблемы обусловлена
развитием системы отечественного образования и воспитания, которое неразрывно
связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих в России.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые не могут не
отразиться на деятельности учреждений дополнительного образования.
Инновационные направления в образовании
и воспитании указывают на то, что на каждого учащегося приходиться 10 часов дополнительного
образования в неделю. В этой ситуации дополнительное образование выступает
ресурсом, расширяющим возможности самообразования, самоопределения,
способствует самоанализу и самоконтролю; определяет личностные и общественные
ценности, помогает работать в команде, ставить задачи в детском объединении и т.д.
Это приводит к расширению пространства и свободного инициативного действия
воспитанника, что вносит определенный вклад в развитие ключевых компетенций.
В
литературе широко обсуждаются вопросы трактовки понятий «компетенция» и
«компетентность». Ученые отмечают, что «понятие компетентности включает
когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую,
социальную и поведенческую компоненты». Не претендуя на исчерпывающий
аналитический обзор всего многообразия подходов к толкованию понятий
«компетенция» скажем, что большая часть авторов остается в рамках традиционного
подхода, направленного на приоритет обучения, воспитания и развития, которые
определяются «требованиями и нормами к подготовке выпускника». В этом случае
ориентиром цели образования и воспитания может быть не «модель выпускника,
соответствующая нормам и требованиям», а модель индивидуального маршрута,
проект пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места
в нем. Такой подход не противоречит закону «Об образовании», который одной из
задач образования и воспитания ставит «формирование готовности к социальному и
профессиональному самоопределению воспитанника».
Компетентностный подход предполагает
освоение учащимися способности действовать в новых, неопределенных, проблемных
ситуациях, для которых нельзя выработать соответствующие средства решения
заранее. Их необходимо находить в процессе разрешения подобных ситуаций и
достигать требуемых результатов. В Стратегии модернизации образования РФ
компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления
содержания образования, поскольку в его основе лежит культура самоопределения
личности (ее способность и готовность к саморазвитию и самореализации), а
образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования
детей является одним из самых главных. Таким образом, в педагогических,
психологических, социологических исследованиях заложены теоретические
предпосылки развития ключевых компетенций воспитанников в
образовательно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования.
Анализ психолого-педагогичеких
исследований по проблеме показывает, что в настоящее время педагогической
наукой рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой
дополнительного образования детей, но мало кто рассматривает вопрос о развитии
ключевых компетенций в образовательно-воспитательном процессе учреждения
дополнительного образования детей.
Как показывает практика в области развития
ключевых компетенций воспитанников в образовательно-воспитательном процессе
учреждений дополнительного образования можно сформулировать ряд противоречий
между:
- инновационными направлениями в
современном образовании и воспитании и недостаточным использованием для этого
ресурсов дополнительного образования детей;
- опорой в развитии ключевых компетенций
воспитанников только на школьное образование и нереализуемой возможностью
образовательно-воспитательного процесса в пространстве учреждений
дополнительного образования детей.
Таким образом, исходя из выше сказанного
можно сделать вывод: инновационные
направления в образовании и воспитании характеризуются расширением школьного
образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.
Ведущей особенностью образовательно-воспитательного процесса в учреждении
дополнительного образования детей выступает нелинейный характер, что
обусловливает открытость познанию и новому опыту, возможность самоопределения и
самореализации, позволяющий ему стать дополнительным ресурсом развития
воспитанника. Нелинейный образовательно-воспитательный процесс в учреждении
дополнительного образования детей характеризуется самостоятельностью
воспитанников в формулировке ключевых компетенций, как согласование личностных
установок, ценностей и предметных задач, отбором содержания образования,
использованием информационного ресурса, самостоятельного определения уровня
достижений. Ученые выделяют следующие характеристики ключевых компетенций, что
находит отражение в том, что они индивидуальны и характеризуются:
мотивированной способностью действовать в проблемных ситуациях; социальными
установками, связанными с поиском смысла жизни; переосмыслением ценностных
ориентаций; потребностью в самосовершенствовании, стремлении к лидерству,
высокому уровню достижений с использованием знаний, жизненного опыта и
ценностей. Развитие ключевых компетенции
воспитанников в образовательно-воспитательном процессе учреждений
дополнительного образования возможно только при интеграции
образовательно-воспитательных процессов учреждений общего и дополнительного
образования. Средством интеграции выступают дополнительные образовательные
программы педагогов, которые учитывают социальный заказ родителей и детей, а
также социально-экономическую ситуацию в микрорайоне, городе.
|