П`ятниця, 26.04.2024, 16:01
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П.

Бикеева Т.В., Целовальникова Анна Сергеевна
[ Викачати з сервера (37.0 Kb) ] 11.02.2013, 13:41

Т.В. Бикеева,

А.С. Целовальникова

(Чита, Россия)

 

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Актуальность данной проблемы обусловлена развитием системы отечественного образования и воспитания, которое неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих в России. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые не могут не отразиться на деятельности учреждений дополнительного образования. Инновационные  направления в образовании и воспитании указывают на то, что на каждого учащегося  приходиться 10 часов дополнительного образования в неделю. В этой ситуации дополнительное образование выступает ресурсом, расширяющим возможности самообразования, самоопределения, способствует самоанализу и самоконтролю; определяет личностные и общественные ценности, помогает работать в команде, ставить задачи в детском объединении и т.д. Это приводит к расширению пространства и свободного инициативного действия воспитанника, что вносит определенный вклад в развитие ключевых компетенций.

В литературе широко обсуждаются вопросы трактовки понятий «компетенция» и «компетентность». Ученые отмечают, что «понятие компетентности включает когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую компоненты». Не претендуя на исчерпывающий аналитический обзор всего многообразия подходов к толкованию понятий «компетенция» скажем, что большая часть авторов остается в рамках традиционного подхода, направленного на приоритет обучения, воспитания и развития, которые определяются «требованиями и нормами к подготовке выпускника». В этом случае ориентиром цели образования и воспитания может быть не «модель выпускника, соответствующая нормам и требованиям», а модель индивидуального маршрута, проект пути постижения самого себя, постижения окружающего мира и своего места в нем. Такой подход не противоречит закону «Об образовании», который одной из задач образования и воспитания ставит «формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению воспитанника».

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися способности действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых нельзя выработать соответствующие средства решения заранее. Их необходимо находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. В Стратегии модернизации образования РФ компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования, поскольку в его основе лежит культура самоопределения личности (ее способность и готовность к саморазвитию и самореализации), а образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей является одним из самых главных. Таким образом, в педагогических, психологических, социологических исследованиях заложены теоретические предпосылки развития ключевых компетенций воспитанников в образовательно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования.

Анализ психолого-педагогичеких исследований по проблеме показывает, что в настоящее время педагогической наукой рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой дополнительного образования детей, но мало кто рассматривает вопрос о развитии ключевых компетенций в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования детей.

Как показывает практика в области развития ключевых компетенций воспитанников в образовательно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования можно сформулировать ряд противоречий между:

- инновационными направлениями в современном образовании и воспитании и недостаточным использованием для этого ресурсов дополнительного образования детей;

- опорой в развитии ключевых компетенций воспитанников только на школьное образование и нереализуемой возможностью образовательно-воспитательного процесса в пространстве учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод:  инновационные направления в образовании и воспитании характеризуются расширением школьного образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей. Ведущей особенностью образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей выступает нелинейный характер, что обусловливает открытость познанию и новому опыту, возможность самоопределения и самореализации, позволяющий ему стать дополнительным ресурсом развития воспитанника. Нелинейный образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей характеризуется самостоятельностью воспитанников в формулировке ключевых компетенций, как согласование личностных установок, ценностей и предметных задач, отбором содержания образования, использованием информационного ресурса, самостоятельного определения уровня достижений. Ученые выделяют следующие характеристики ключевых компетенций, что находит отражение в том, что они индивидуальны и характеризуются: мотивированной способностью действовать в проблемных ситуациях; социальными установками, связанными с поиском смысла жизни; переосмыслением ценностных ориентаций; потребностью в самосовершенствовании, стремлении к лидерству, высокому уровню достижений с использованием знаний, жизненного опыта и ценностей.  Развитие ключевых компетенции воспитанников в образовательно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования возможно только при интеграции образовательно-воспитательных процессов учреждений общего и дополнительного образования. Средством интеграции выступают дополнительные образовательные программы педагогов, которые учитывают социальный заказ родителей и детей, а также социально-экономическую ситуацию в микрорайоне, городе.

 

Категорія: ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. | Додав: jww1
Переглядів: 298 | Завантажень: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz