ИНТЕГРАЦИЯ – КАК УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Интеграция (лат. Integration – восстановление, восполнение от integer –целый) – 1)
объединение дифференцированных частей и функций системы, организма в целой; 2)
процесс сближение и связи наук, происходящей наряду с процессами их
дифференциации. Интеграция – объединение в целое, в единство каких-либо
элементов, восстановление какого-либо единства; в теории систем – состояние
взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое
состояние [1].
Мы преследовали цель вывести интеграцию на высокий
уровень, т.е. создать целостное новообразование в результате системного
синтеза. В результате, мы пришли к выводу, что формирование
и развитие педагогического мастерства будущих учителей технологии необходимо
осуществлять как в межпредметной сфере, так и в сфере внутрипредметной.
Интеграция в межпредметной сфере представляет собой единение и взаимопроникновение
таких основополагающих дисциплин как:
–
теория и
методика обучения технологии – как логический итог блока
психолого-педагогических дисциплин;
–
основы
конструкторско-творческой деятельности и декоративно-прикладное творчество –
как итог блока специальных дисциплин, готовящих будущих учителей технологии к
профессии:
–
информационные
технологии – как инструмент интерактивного обучения.
Изучение теории и методики
обучения технологии играет исключительно важную роль в
профессионально-педагогическом становлении студента — будущего учителя
технологии. Методическая подготовка является тем системообразующим элементом,
который объединяет, приводит в систему все стороны процесса подготовки данного
специалиста-педагога.
Весь процесс
профессионально-педагогического становления учителя технологии можно
подразделить на три главных, тесно взаимосвязанных составляющих. Первая – это
общая психолого-педагогическая подготовка, вторая специальная техническая или
предметная и третья – методическая подготовки.
Введение курса «Основы
творческо-конструкторской деятельности» в систему образования дает возможность
перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому осмыслению
применять и реализовывать эти знания и умения в творческой и преобразовательной
деятельности в интересах общества.
Обучение строится на
модульной основе, каждая цель обеспечивается соответствующим содержанием,
которое, в зависимости от образовательных потребностей студентов может быть
модифицировано. Содержание каждого модуля осваивается студентами с помощью
адекватных педагогических технологий –
традиционных и новых в их органическом сочетании.
Ожидаемый
результат от изучения курса «Основы творческо-конструкторской деятельности»:
– творческая активность студентов в самостоятельном
изучении научной литературы;
– творческий анализ достоинств и недостатков в собственной
деятельности;
– владение приемами организации творческой деятельности
учащихся;
– творческое проектирование и конструирование под влиянием
усвоенной теории и технологии;
– овладение основными видами декоративно-прикладного
творчества;
– творческая активность и самостоятельность в деятельности,
направленной на саморазвитие творческого потенциала и готовности студентов к
профессионально-педагогической деятельности.
Подлинно
новое качество образования невозможно без установки студентов на активное
отношение к учебе. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий
стимулирует широкое использование активных методов обучения, таких новых форм
работы, как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные экскурсии и
семинары, объединяющие обучаемых различных регионов и стран, использование
электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих
группах.
Информационные
технологии предоставляют обучаемым возможность работы
по индивидуальному плану благодаря широкой поддержке самостоятельной работы
электронными ресурсами; свободным, нерегламентированным, асинхронным общением с
педагогами посредством современных коммуникационных технологий (электронная
почта, электронная конференция).
Эффективное
применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе возможно
только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой
надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично
интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям,
и обучаемым. С другой стороны, можно и нужно говорить об интеграции сложившихся
учебных, научных, административных структур существующей образовательной системы
в ту внешнюю информационную среду, которая формируется и развивается на базе
современных технологий. Таким образом, было бы неверно видеть только одно
направление процесса информатизации образования: возможности информационных и
коммуникационных технологий обогащают педагогические технологии, способствуют
научно-методической деятельности преподавателей, улучшают и облегчают решение
задач управления. А опыт, знания, традиции, накопленные в системе образования,
пополняют содержательную, общекультурную составляющую информационного
пространства – от локальной сети отдельного учебного заведения до глобальной
сети Internet, позволяя говорить о формировании «глобального
интеллекта».
В идеале
требуется проведение и обеспечение во всех структурах образовательной системы
(учебных, научных, административных) процесса
системной интеграции информационных технологий, включающего
одновременно: 1) адаптацию самих структур и уже существующих образовательных
технологий к возможностям внедряемых информационных технологий; 2) адаптацию
информационных технологий к требованиям, предъявляемым этими структурами; 3)
создание взаимно совместимых новых структур и соответствующих им информационных
технологий.
Применение информационных
технологий позволяет усилить образовательные эффекты; повысит качество усвоения
материала; организовать одновременно учащихся, обладающих различными
способностями и возможностями; облегчает деятельность педагога; создает
эффективную обратную связь.
Таким
образом, в результате межпредметной интеграции, осуществляемой на высоком
уровне создается целостное новообразование в результате системного синтеза, что
в конечном итоге приводит к эффективному формированию и развитию
педагогического мастерства будущих учителей технологии.
|