Несипбаева Зауре - ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:18
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ

Несипбаева Зауре
[ Викачати з сервера (105.5Kb) ] 11.02.2013, 15:46

 

З.С.Несипбаева

(Тараз, Республика Казахстан)

 

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентно способной в экономическом, социальном и культурном плане.

Таким образом, задача современной школы - не только развивать ум, но и готовить человека к тому, чтобы он сам на основе полученных знаний мог способствовать повышению уровня демократического сознания в обществе. В этом заключено новое системное средство реформ - воспитание гуманистического мировоззрения в виде моральной ценности нации.

Гуманистической идеей, объединяющей любые формы обучения, может и должна стать идея всевозрастающей ценности человека в планетарном сознании людей на планете Земля. И здесь долгожданный подъём за языками, культурой, этикой, историей, психологией и другими знаниями, которые обеспечивает школа.

Несмотря на то, что в педагогике существуют серъезные и глубокие практические и теоретические разработки гуманистических принципов воспитания, необходимо отметить - на сегодняшний день пока не существует целостно оформленной концепции гуманизации образования. Комплекс вопросов, касающихся педагогической этики, проблемы нравственного воспитания, содержания образования, определяет в целом новую политику в образовании, поскольку гуманизация образования выступает как ключевой момент не только формирования нового педагогического мышления, но и как принцип, лежащий в основе разработки новой содержательной концепции образования. Хотя и обучение играет ведущую роль в умственном развитии, это не означает, что всякое обучение имеет развивающий характер и обеспечивает умственное развитие.

В рамках гуманистической ориентации личность рассматривается как уникальная целостность. При этом следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, который проявляется в гуманистических качествах, связанных со способностями к сопереживанию, состраданию, сорадованию, содействию, соучастию. усвоения будет чрезвычайно усложнен.

Стремление к получению образования значительно усилится, если у учащегося появляется понимание необходимости знаний, умений и навыков для реализации своих жизненных планов и намерений.

Гуманистическая личность как объект направления воспитания и обучения остаётся в данное время для учебных заведений социально-педагогической необходимостью. Формирование личности школьника является бесспорно  доминирующим.

Понятие «формирование личности» в научной литературе употребляется в двух смыслах. Первый - формирование личности как её развитие, его процесс и результат  В этом значении понятие «формирование личности» является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может 6ыть развивающейся личностью в условиях целенаправленного воспитательного воздействия.

Второй смысл - формирование личности как её целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формулировка», «лепка», «конструирование личности»). Это собственно педагогический подход к выявлению задач и способов формирования личности.

В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. В итоге: в центре внимания исследователей находятся не кoгнитивные аспекты человека, то есть его эмоциональные характеристики и воля, а интеллект и способности.

Интеллект наиболее сильно проявляется в языке и исследуется через язык, убеждён IO.H. Караулов. Но интеллектуальные свойства человека отчётливо наблюдаются не на всяком уровне владения языком и использовании языка. Здесь уместно говорить о формировании языковой личности, нравственной, духовной как раз именно в школьных стенах.

В целостной системе обучения языкам должны быть реализованы единые подходы к предметам языкового цикла, чётко обозначено, что вносит каждый конкретный предмет в формирование личности школьника, определены их взаимосвязь и координация. (В.Ф.Габдулхаков). Формулировка основной цели обучения языкам в средней школе как «развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности» - неразрывно связана с формированием и использованием интеллектуальных умений школьников, которые рассматриваются в качестве одного из оптимальных средств и необходимых условий для достижения этой цели.

Не менее важной и насущной задачей становится формирование духовно-нравственного мира школьника, развитие его духовной среды. Еще Ф.И.Буслаев писал, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить одному, значит вместе и развивать духовные способности учащихся».

Введение в широкий научный обиход категории  «духовно-нравственной языковой личности», как уже было сказано, позволяет раздвинуть рамки области исследований речевого онтогенеза. На первый план всё отчетливее выступает не формирование языковой структуры, а духовно-нравственное становление человека в его языковой компетенции.

В своей статье Ф.Ф.Харисов определяет задачи, которые необходимо решить школе в условиях обучения двух и более языков, т.е. в условиях полилингвального образования:

  - развитие мыслительных способностей учащихся;

  - раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и
способностей детей;

 - формирование познавательных интересов;

 - выработка жизненных ценностей понимания добра и зла, смысла жизни;

 - воспитания любви к людям и жизни, приобщение к духовным, национальным
и общечеловеческим ценностям;

  - индивидуальное воспитание характера каждого с помощью программы
духовного и нравственного самосовершенствования

Для реализации поставленной  цели перед учебными заведениями встал вопрос о выборе варианта их существования: изменение формы обучения (колледж, лицей, гимназия) или новое наполнение содержания обучения, при этом школы ориентировались на уже имеющийся опыт в истории педагогики, опыт зарубежных образовательных систем; иногда школы в процессе поиска своего варианта существования превращались в экспериментальные площадки.

В первую очередь изменения коснулись школьных программ. В связи с этими изменениями особенно остро встал вопрос об основных требованиях к воспитанию личности школьника, критериях сформированности духовно-нравственной языковой личности. В связи с этим особого внимания заслуживает концепт духовно-нравственной языковой личности, объединивший в себе качественные характеристики личности с большим интеллектом и, безусловно, имеющий будущее в условиях гуманистического полилингвального образования. Надо отметить, что последнее десятилетие ознаменовалось появлением в педагогической литературе большого многообразия всевозможных моделей личности выпускника школы. Принимая за основу ту или иную модель, предложенную учёными-педагогами, школы берутся и за разработку своих моделей языковой  личности выпускников.

Учитывая вышесказанное и на основе анализа теоретических исследований нами разработана модель духовно-нравственной языковой личности.

 

Рис. 1. Модель духовно-нравственной языковой личности

 

Мы учитывали, что в силу многообразия функций педагогическая модель личности должна быть многоаспектной, многослойной. Проблема построения такой модели издавна волновала педагогов. И в настоящее время такой педагогической модели личности школьника как цели воспитания нет, хотя и существуют попытки её построения.

Педагогический подход предполагает необходимость выяснения, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество - все это было учтено нами при создании модели духовно-нравственной языковой личности школьника.

Мы не ставили перед собой задачу осветить все имеющиеся в педагогической литературе проекты моделей личности школьника. Тем не менее, даже те немногие теории личности, что нашли свое отражение в данной статье, позволяют сделать вывод о необходимости создания подобной модели каждым учителем, что поможет избежать ошибок при определении результата педагогической деятельности по формированию личности школьника. Кроме этого, представленные концепции личности школьника помогли нам сориентироваться в определении приоритетных качеств личности, над воспитанием которых необходимо работать каждому учителю.

Тесное сотрудничество с учителями школ города Тараз  Жамбылской области позволило на практике закрепить теоретические исследования. Так, учителя школ города Тараз (гимназия №1, специализированная школа для одарённых детей с обучением на трёх языках) владея методикой конструирования модели языковой личности, составляя индивидуальные карты на каждого ученика, прогнозировали результаты развития личности каждого учащегося, определяя просчеты в своей предыдущей работе.

Если реальные возможности образовательной системы повсеместно в современных школах  будут обеспечивать выход на ориентиры модели подготовки ученика, можно будет говорить об успехе проектирования.

Мы считаем, что педагогам важно иметь адекватные представления о личности  школьника как о целостности, её педагогическую модель. Такие представления

необходимы для эффективного управления целенаправленным воспитательным  процессом, в котором личность школьника выступает, и как его цель, и как объект воздействий педагогов, и как субъект собственного развития, и как результат воспитательной деятельности педагогов, показатель её эффективности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Харисов Ф.Ф. Язык и нация: проблемы экологии в условиях полилингвизма / Ф.Ф. Харисов. - Казань, 1998. - 75 с.

2.Петровский А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки / А.В. Петровский // Новое педагогической мышление. - М., 1989. - С.5-36.

3.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Отв.ред Д.Н.Шмелев: АН СССР, Отдел. Лит.и языка. - М.: Наука, 1987. – 261с.

4.Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу. - СПб., 1999. - 479 с.

5.Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский. - М., 1972. - 122 с.

 

Категорія: ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ | Додав: jww1
Переглядів: 270 | Завантажень: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz