З.С.Несипбаева
(Тараз, Республика Казахстан)
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
На
сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества
образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной
степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть
конкурентно способной в экономическом, социальном и культурном плане.
Таким
образом, задача современной школы - не только развивать ум, но и готовить
человека к тому, чтобы он сам на основе полученных знаний мог способствовать
повышению уровня демократического сознания в обществе. В этом заключено новое
системное средство реформ - воспитание гуманистического мировоззрения в виде
моральной ценности нации.
Гуманистической
идеей, объединяющей любые формы обучения, может и должна стать идея
всевозрастающей ценности человека в планетарном сознании людей на планете
Земля. И здесь долгожданный подъём за языками, культурой, этикой, историей,
психологией и другими знаниями, которые обеспечивает школа.
Несмотря
на то, что в педагогике существуют серъезные и глубокие практические и
теоретические разработки гуманистических принципов воспитания, необходимо
отметить - на сегодняшний день пока не существует целостно оформленной
концепции гуманизации образования. Комплекс вопросов, касающихся педагогической
этики, проблемы нравственного воспитания, содержания образования, определяет в
целом новую политику в образовании, поскольку гуманизация образования выступает
как ключевой момент не только формирования нового педагогического мышления, но
и как принцип, лежащий в основе разработки новой содержательной концепции
образования. Хотя и обучение играет ведущую роль в умственном развитии, это не
означает, что всякое обучение имеет развивающий характер и обеспечивает
умственное развитие.
В рамках
гуманистической ориентации личность рассматривается как уникальная целостность.
При этом следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность
личности, который проявляется в гуманистических качествах, связанных со
способностями к сопереживанию, состраданию, сорадованию, содействию, соучастию. усвоения будет чрезвычайно усложнен.
Стремление к получению образования значительно усилится, если у учащегося
появляется понимание необходимости знаний, умений и навыков для реализации
своих жизненных планов и намерений.
Гуманистическая
личность как объект направления воспитания и обучения остаётся в данное время
для учебных заведений социально-педагогической необходимостью. Формирование
личности школьника является бесспорно
доминирующим.
Понятие
«формирование личности» в научной литературе употребляется в двух смыслах.
Первый - формирование личности как её развитие, его процесс и результат В этом значении понятие «формирование
личности» является предметом психологического изучения, в задачу которого
входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально
выявляется, обнаруживается) и что может 6ыть развивающейся личностью в условиях
целенаправленного воспитательного воздействия.
Второй смысл
- формирование личности как её целенаправленное воспитание (если можно так
сказать, «формулировка», «лепка», «конструирование личности»). Это собственно
педагогический подход к выявлению задач и способов формирования личности.
В
повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида
или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. В итоге: в центре
внимания исследователей находятся не кoгнитивные аспекты человека, то есть его эмоциональные
характеристики и воля, а интеллект и способности.
Интеллект
наиболее сильно проявляется в языке и исследуется через язык, убеждён IO.H.
Караулов. Но интеллектуальные свойства человека отчётливо наблюдаются не на
всяком уровне владения языком и использовании языка. Здесь уместно говорить о
формировании языковой личности, нравственной, духовной как раз именно в
школьных стенах.
В
целостной системе обучения языкам должны быть реализованы единые подходы к
предметам языкового цикла, чётко обозначено, что вносит каждый конкретный
предмет в формирование личности школьника, определены их взаимосвязь и
координация. (В.Ф.Габдулхаков). Формулировка основной цели обучения языкам в
средней школе как «развитие личности школьника, способной и желающей
участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно
совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности» -
неразрывно связана с формированием и использованием интеллектуальных умений
школьников, которые рассматриваются в качестве одного из оптимальных средств и необходимых
условий для достижения этой цели.
Не менее
важной и насущной задачей становится формирование духовно-нравственного мира
школьника, развитие его духовной среды. Еще Ф.И.Буслаев писал, что «родной язык
так сросся с личностью каждого, что учить одному, значит вместе и развивать
духовные способности учащихся».
Введение в
широкий научный обиход категории
«духовно-нравственной языковой личности», как уже было сказано,
позволяет раздвинуть рамки области исследований речевого онтогенеза. На первый
план всё отчетливее выступает не формирование языковой структуры, а
духовно-нравственное становление человека в его языковой компетенции.
В своей статье Ф.Ф.Харисов определяет задачи, которые необходимо решить
школе в условиях обучения двух и более языков, т.е. в условиях полилингвального
образования:
- развитие мыслительных способностей
учащихся;
- раннее выявление и развитие индивидуальных
творческих задатков и
способностей детей;
- формирование познавательных интересов;
- выработка жизненных ценностей понимания
добра и зла, смысла жизни;
- воспитания любви к людям и жизни, приобщение
к духовным, национальным
и общечеловеческим ценностям;
- индивидуальное воспитание характера каждого
с помощью программы
духовного и нравственного самосовершенствования
Для
реализации поставленной цели перед
учебными заведениями встал вопрос о выборе варианта их существования: изменение
формы обучения (колледж, лицей, гимназия) или новое наполнение содержания
обучения, при этом школы ориентировались на уже имеющийся опыт в истории
педагогики, опыт зарубежных образовательных систем; иногда школы в процессе
поиска своего варианта существования превращались в экспериментальные площадки.
В первую
очередь изменения коснулись школьных программ. В связи с этими изменениями
особенно остро встал вопрос об основных требованиях к воспитанию личности
школьника, критериях сформированности духовно-нравственной
языковой личности. В связи с этим особого внимания заслуживает концепт духовно-нравственной языковой личности,
объединивший в себе качественные характеристики личности с большим интеллектом
и, безусловно, имеющий будущее в условиях гуманистического полилингвального
образования. Надо отметить, что последнее десятилетие ознаменовалось
появлением в педагогической литературе большого многообразия всевозможных
моделей личности выпускника школы. Принимая за основу ту или иную модель,
предложенную учёными-педагогами, школы берутся и за разработку своих моделей
языковой личности выпускников.
Учитывая
вышесказанное и на основе анализа теоретических исследований нами разработана
модель духовно-нравственной языковой личности.
Рис. 1. Модель духовно-нравственной языковой личности
Мы
учитывали, что в силу многообразия функций педагогическая модель личности
должна быть многоаспектной, многослойной. Проблема построения такой модели
издавна волновала педагогов. И в настоящее время такой педагогической модели
личности школьника как цели воспитания нет, хотя и существуют попытки её
построения.
Педагогический подход
предполагает необходимость выяснения, что и как должно быть сформировано в
личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые
предъявляет к ней общество - все это было учтено нами при создании модели духовно-нравственной языковой личности
школьника.
Мы не
ставили перед собой задачу осветить все имеющиеся в педагогической литературе
проекты моделей личности школьника. Тем не менее, даже те немногие теории
личности, что нашли свое отражение в данной статье, позволяют сделать вывод о
необходимости создания подобной модели каждым учителем, что поможет избежать
ошибок при определении результата педагогической деятельности по формированию
личности школьника. Кроме этого, представленные концепции личности школьника
помогли нам сориентироваться в определении приоритетных качеств личности, над
воспитанием которых необходимо работать каждому учителю.
Тесное сотрудничество с учителями школ города Тараз Жамбылской области позволило на практике
закрепить теоретические исследования. Так, учителя школ города Тараз (гимназия
№1, специализированная школа для одарённых детей с обучением на трёх языках)
владея методикой конструирования модели языковой личности, составляя
индивидуальные карты на каждого ученика, прогнозировали результаты развития
личности каждого учащегося, определяя просчеты в своей предыдущей работе.
Если
реальные возможности образовательной системы повсеместно в современных
школах будут обеспечивать выход на
ориентиры модели подготовки ученика, можно будет говорить об успехе
проектирования.
Мы
считаем, что педагогам важно иметь адекватные представления о личности школьника как о целостности, её
педагогическую модель. Такие представления
необходимы для эффективного
управления целенаправленным воспитательным
процессом, в котором личность школьника выступает, и как его цель, и как
объект воздействий педагогов, и как субъект собственного развития, и как
результат воспитательной деятельности педагогов, показатель её эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Харисов Ф.Ф. Язык и
нация: проблемы экологии в условиях полилингвизма / Ф.Ф. Харисов. - Казань,
1998. - 75 с.
2.Петровский А.В.
Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки / А.В. Петровский // Новое
педагогической мышление. - М., 1989. - С.5-36.
3.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Отв.ред
Д.Н.Шмелев: АН СССР, Отдел. Лит.и языка. - М.: Наука, 1987. – 261с.
4.Маслоу А. Мотивация и личность / А.Маслоу. - СПб.,
1999. - 479 с.
5.Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский. - М., 1972. -
122 с.
|