Наталья
Мишанина
(Шуя, Россия)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
СТУДЕНТА ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В условиях смены образовательных
стереотипов, быстро изменяющихся социальных, экономических условий,
профессиональная деятельность значительно усложняется, предъявляя тем самым
повышенные требования к работнику, актуализирует психологические ресурсы
личности. Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности
предопределяется особенностями психологической готовности специалиста.
Психологическая готовность
понимается учеными как комплексное психологическое образование, как комплекс
операциональных, функциональных и личностных компонентов.
Как отмечается в психологическом словаре, главной особенностью готовности к
профессиональной деятельности является её интегративный характер, проявляющийся
в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов
личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их
функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками,
свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности
профессионала, способствующими продуктивности деятельности.
О.М. Краснорядцева, рассуждая о
психологической готовность к профессиональной деятельности, говорит о том, что
она может проявляться: в форме установок (как проекции прошлого опыта на
ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и
проявлениям; в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего
образа мира; в виде профессионально-личностной готовности к самореализации
через процесс персонализации.
В личностно-деятельностной
плоскости рассмотрения проблемы готовности к профессиональной деятельности
готовность представляется как проявление всех сторон личности в их целостности,
дающим возможность эффективного выполнения свои функций (А.А. Деркач, Л.А. Кандыбович и др.).
П.А. Рудик рассматривая понятие
«готовность» говорит о важности личностного подхода к изучению состояния
готовности, видит в нем сложное психологическое образование. Автор придает
большое значение познавательным психическим процессам, отражающим важнейшие
стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые, в свою
очередь, могут усиливать или ослаблять активность человека, волевых
компонентов, помогающих совершению эффективных действий по достижению цели.
А.А. Деркач, исследуя проблему
готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное
проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательные, эмоциональные
и мотивационные компоненты. Им выделяются условия формирования готовности к
творческому труду: 1) самостоятельность и критическое усвоение культуры; 2)
активное участие в решении общественно-значимых задач; 3) специальное развитие
творческого потенциала личности – её психических процессов [1].
Таким образом, дадим авторскую
трактовку понятия «профессиональной готовности», которая рассматривается нами
как категория теории деятельности и понимается, с одной стороны, как результат
процесса подготовки, с другой – установки на что-то. Психологическая готовность
человека к деятельности как бы аккумулирует в себе, все необходимые и достаточные
для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.
Психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не
только её начала, но и эффективного решения. В соответствии с пониманием особой
значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности,
сложилась практика формирования профессиональной готовности специалиста.
Готовность к деятельности
рассматривается как целостное проявление личности и под готовностью к
деятельности понимают особое личностное состояние, которое предполагает наличие
у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на
его выполнение.
Психологическая готовность
включает в себя все необходимые элементы действия, которые необходимы для
успешного решения поставленной задачи. Психологическая готовность проявляется в
профессиональной направленности личности. Одним из элементов психологической
готовности является осознанная потребность. Психологическая готовность к
деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов.
Далее идёт выработка плана, моделей, схем предстоящих действий. После человек
переходит к реализации появившейся готовности в предметных действиях, применяет
определённые средства и способы деятельности, сравнивает ход и полученные
результаты с поставленной целью, вносит необходимые изменения. Анализ ситуации,
решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности
определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую
длительность и направленность активности.
Анализируя вышесказанное,
отметим, что состояние психологической готовности к деятельности следует
понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет
динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные
зависимости. Человек, в практической деятельности, стремясь удовлетворить свои
потребности, на основе внутренней активности (биологической, физиологической и
психической) реализует определённую цель и достигает результата.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузнецов. – М., 1993. – 168 с.
2.
Дьяченко М.И. Психологическая готовность / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – М.: Наука, 1986. – С.49-52.
|