Лобанов Александр Павлович, Радчикова Наталья Павловна - ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:23
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ

Лобанов Александр Павлович, Радчикова Наталья Павловна
[ Викачати з сервера (70.5Kb) ] 11.02.2013, 15:11

Александр Лобанов (Росия),

Наталья  Радчикова (Белоруссия)

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

 

Системы высшего образования на постсоветском пространстве как избушки на курьих ножках медленно и неуклюже поворачиваются в сторону компетентностного подхода. В лучшем случае, речь может идти о евроремонте в старых «хрущевках». Советская модель, основанная на постулате: были бы знания, а компетентность сама собой возникнет непосредственно на рабочем месте в процессе профессиональной деятельности, благодаря игнорированию образовательных технологий проявляет завидный иммунитет к компетентностным нововведениям. Цель нашего исследования заключается в проверке гипотезы о том, что адаптивно-знаниевая традиционная система высшего образования способна (или неспособна) имплицитно сформировать компетентность будущих специалистов.

При компетентностном подходе целью обучения является личность студента, заданная в конкретной системе координат – знаний и компетенций. Студент как будущий специалист должен иметь совокупность теоретических знаний в академической области и понимать их содержание (знание и понимание), оперативно применять их в конкретных ситуациях (знание как действовать) и обладать ценностями как неотъемлемой частью способа восприятия других людей и жизни с другими людьми в определенном социальном контексте [1; 2].

Компетентностный подход является непосредственным внедрением в систему высшего образования результатов теоретико-эмпирических исследований в области современной когнитивной психологии. В первую очередь, речь идет о необходимости различать механизмы усвоения декларативных и процедурных знаний. Декларативные знания (знание «что») представляют собой совокупность идей и фактов. Процедурные знания (знание «как») – совокупность навыков и правил, сформированных в соответствии с определенным инструментарием или рецептом.

В данной статье мы будем придерживаться концепции профессиональной компетентности А.К. Марковой, которая послужила теоретическим основанием построения опросника «Профессиональная компетентность педагогов-психологов» Н.В. Матяш и Е.М. Фещенко [6]. Методика позволяет дифференцировать специальную, социальную, личностную и индивидуальную компетентность и суммарно определить общую профессиональную компетентность специалиста. Статистическую обработку полученных данных мы осуществляли при помощи двухфакторного дисперсионного анализа с последующим применением апостериорного критерия Дункана.

В нашем исследовании приняли участие 119 студентов 1, 3 и 5 курсов факультета психологии и 57 студентов 3 курса факультета социально-педагогических технологий, получающих квалификацию педагог-психолог. Исследование включало два этапа: на первом этапе мы определяли взаимозависимость эффективности формирования компетентностей и курса обучения, на втором этапе – эффективность формирования компетентностей на разных факультетах, осуществляющих подготовку психологов.

В результате было установлено (рисунок), что выраженность социальной, индивидуальной и личностной компетентности студентов-психологов вне зависимости от курса обучения соответствует относительно среднему уровню (в среднем не превышает 4 баллов). Специальная компетентность как навыки владения профессиональной деятельностью и способность проектирования своего дальнейшего профессионального развития находится в пределах относительно низкого уровня. При этом студенты 1 курса склонны несколько преувеличивать свои достижения, 3 курса – занижать их эффективность.

Несмотря на то, что выявлено значимое взаимодействие между курсом обучения и компетентностями будущих специалистов (F(6,348)=4,93; p=0,00007), различия достигают статистической достоверности только по выраженности специальной компетентности между студентами 5 и 1курсов (0,002).

Рисунок – Выраженность характеристик профессиональной компетентности психологов

 

Сравнительный анализ структуры профессиональной компетентности студентов 3 курсов позволяет констатировать преимущество социальных педагогов по личностной и индивидуальной компетентности и психологов – по специальной компетентности. Однако различия не достигают уровня статистической значимости. В то же время социальные педагоги значимо превосходят психологов по выраженности социальной компетентности (0,002).

Таким образом, компетентностный подход требует специального технологического сопровождения, а наличие профессиональных знаний априори не гарантирует формирование компетенций.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                Дроздова Н.В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н.В.Дроздова, А.П. Лобанов. – Мн.: РИВШ, 2007. – 100 с.

2.                Матяш Н.В. Диагностика профессиональной компетентности педагога-психолога / Н.В. Матяш, Е.М. Фещенко // Образовательные технологии. – 2009. – № 2. – С. 80 - 91.

 

Категорія: ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ | Додав: jww1
Переглядів: 489 | Завантажень: 52 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz