Середа, 24.04.2024, 09:36
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ

Червова Альбина Александровна, Киреева Юлия Геннадьевна
[ Викачати з сервера (38.5 Kb) ] 11.02.2013, 15:07

Альбина Червова,

Юлия Киреева

(Шуя, Россия)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

 

Процесс формирования математической культуры неразрывно связан с психологическими особенностями личности студента, мотивами его поведения и деятельности, а также с его возрастными особенностями. Создавая свою периодизацию психического развития, юношеский возраст Д.Б. Эльконин [8] назвал старшим подростничеством, подчеркнув, тем самым, историческую взаимосвязь двух этапов подростничества как начала и завершения новообразований этого возраста. Аналогичный подход к этому периоду развития мы находим и у Л.Ф. Обуховой [5], которая подчеркивает влияние исторического времени на формирование границ подросткового возраста. Если же придерживаться возрастных границ, предложенных Д.Б. Элькониным, то старшее подростничество – раннюю юность – можно рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, т.е. соответствующий возрасту студентов первого курса вуза.

Этот возраст является начальным этапом физической зрелости, завершения полового развития. Вместе с тем продолжается развитие мозга. Все эти изменения определяют готовность юношей и девушек к физическим и умственным нагрузкам. Тем не менее, физическая и половая зрелость старшеклассников не означает еще зрелости социальной. Ранняя юность – не что иное, как переход от физиологической к социальной зрелости. И ее главное содержание – вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во «взрослом» обществе (Божович Л.И.) [2].

Ранняя юность характеризуется совершенствованием уже  сформированных в подростковом возрасте психических процессов и функций и дальнейшим развитием общих и специальных способностей (Борисова Е.М., Дубровина И.В.) [4].

Достаточно высокий уровень обобщения и абстрагирования процессов мышления позволяет студентам оперировать понятиями, использовать разнообразные мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки понятий, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т.д. Их привлекает сам ход анализа, способы и приемы доказательств. Обоснование своей точки зрения, своей позиции. Развивается критичность мышления, умение выстраивать изучаемое в систему. Этому способствует и сам процесс учебной деятельности, представляющий высокие требования к умственной активности и самостоятельности студентов.

Таким образом, показателями интеллектуальной зрелости данного возраста являются достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира природы и общества. На этом фоне достаточно продуктивной представляется деятельность по формированию математической культуры студентов.

Формирование математической культуры опирается на развивающееся абстрактно-логическое мышление. Анализ литературы [1,3, 4] показывает, что абстрактно-логическое мышление определяется как психологический процесс познания, предполагающий использование выделенных свойств объекта (абстракций) и определенных последовательностей на основе причинно-следственных (логических) связей. Важнейшие методы познания в математике – абстрагирование, аналогия, моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, а также изучение прикладных вопросов математики.

Взаимосвязь познания и становления личности раскрыта в фундаментальном труде Б.Г. Ананьева [1]. Важным фактором познания является согласование научного и учебного знания. Если процесс согласования научного и учебного знаний не осуществляется, образование перестает быть познанием как отражением объективного мира через его научное описание. Содержание же учебного предмета должно воспроизводить адекватную науке систему знаний. Обучение – одна из моделей познания. Как отмечает И.С. Якиманская в [9], познавательная деятельность учащегося строится как деятельность научного познания, основным атрибутом которого является теоретическое мышление, где отношения человека и мира воспроизводятся как объектно-субъектные отношения.

К периоду ранней юности формируется формальная логика, считает Ж. Пиаже, - как высшая ступень в развитии интеллекта [7]. По Ж. Пиаже, складывающаяся к возрасту ранней юности система операций подготавливает почву для формирования научных понятий, и на последнем, высшем периоде интеллектуального развития – периоде формальных операций, студент освобождается от конкретной привязанности к объектам и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек.  Он рассматривает суждения, как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становиться гипотетико-дедуктивным. «На четвертой стадии операционального развития наблюдается появление нового свойства – способности мыслить гипотезами», - отмечает Ж. Пиаже [7]. Однако, после работ Ж. Пиаже в исследованиях Л.С. Выготского [4] было показано, что только часть людей (до 50%) действительно могут мыслить абстрактно, что является основой математической культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Изд. Дом Питер, 2000. – 272с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968 – 384 с.

3. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной Информации / [Пер. с англ. К.И. Бабицкого] Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.

5. Гапонова, С.А. Возрастная психология : Учебное пособие / С.А. Гапонова. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. – 112с.

6. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996 – 376 с.

7. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : [Пер с анг., и фр.] / Ж. Пиаже. – М.: Междунар. пед. академия, 1994. – 680 с.

8.  Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. 262 с.

9. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным и личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1994. - №2. – с. 64-77.

 

 

Категорія: ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ | Додав: jww1
Переглядів: 504 | Завантажень: 36 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz