Алексей
Михайлов
(Шуя, Россия)
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Широкий
круг исследовательских и опытно-экспериментальных задач, связанных с
разработкой и внедрением дидактической системы профессионально-предметной
подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности (далее
- БЖ), требует первоочередного, опережающего решения наиболее общих
теоретико-методологических проблем, определяющих долговременную стратегию развития
высшего педагогического образования. Они располагаются в определенной
иерархической последовательности, затрагивая вопросы социально-экономического,
философского, научно-технического, психолого-педагогического, дидактического,
методического и организационно-управленческого характера. В каждом из них
возможна и необходима организация специальных прогностических исследований,
охватывающих, в свою очередь, важнейшие направления развития дидактической
системы профессионально-предметной подготовки будущих специалистов как
подсистемы высшего образования.
Среди
дидактических систем в настоящее время выделяют системы развивающего обучения
Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.М. Махмутова, П.М. Эрдниева,
П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.Н. Ланды, П.И. Третьякова и др. В
современной практике используются как традиционные, так и инновационные
дидактические системы. Суть их заключается в перестановке акцентов ее
составляющих. Специфической особенностью профессионально-предметной подготовки
является ее интегрирующий характер. Именно эта часть подготовки «отвечает» за
объединение результатов всех других элементов профессиональной подготовки -
общекультурных, специально-предметных, психолого-педагогических и иных в единое
целое. Именно здесь происходит преобразование результатов предметного обучения
в вузе в готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста. К
функциям дидактической системы профессионально-предметной подготовки можно
отнести следующие:
–
интегрирующая
функция - интеграция результатов изучения дисциплин предметной подготовки и
других направлений профессиональной подготовки (общекультурной,
психолого-педагогической, специально-предметной и др.);
–
мотивационно-ценностная
функция - формирование направленности личности будущего специалиста в области
БЖ на творческое осуществление своей профессиональной деятельности;
–
обучающе-контролирующая
функция - формирование необходимого комплекса профессионально-методических и
методологических знаний и умений для творческого осуществления профессиональной
деятельности;
–
мировоззренческая
функция - формирование самосознания будущего специалиста;
–
профессионально-практическая
функция - формирование опыта практической профессиональной деятельности;
–
преобразующая
функция - преобразование результатов предметной подготовки в вузе в средства
профессиональной деятельности специалиста в области БЖ.
Любая система характеризуется
рядом качеств: компонентным составом, структурностью, наличием системообразующего
фактора, целостностью, иерархичностью, взаимосвязями между элементами внутри
системы и между системой и внешней средой, множественностью описания, наличием
управляющих элементов. Поэтому, вторым этапом исследования системного объекта
является определение его состава, структуры и организации элементов,
обнаружение ведущих взаимодействий между ними. Это осуществляется посредством
структурного анализа, результаты которого синтезируются в структурной модели
рассматриваемого объекта. Как было отмечено выше, общая структура системы
включает в себя такие элементы как: цели обучения, средства достижения целей
(содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения),
результат. Эти элементы, в свою очередь, рассматриваются с системных позиций как
подсистемы более низкого уровня, отражающие ее иерархичность. Однако
использование различных оснований для анализа позволяет получить несколько
возможных моделей (проявление множественности описания), раскрывающих свойства
объекта с различных точек зрения. Так с позиций форм организации учебного
процесса рассматриваемая система профессионально-предметной подготовки
реализуется в формах лекционных занятий, семинарско-практических занятий,
лабораторных занятий, практик, индивидуальных учебно-исследовательских работ. С
позиций управления учебно-методической деятельностью студентов, как считает
В.И. Земцова, компонентами системы будут: «целеполагание - ориентация на модель
специалиста - ранжирование и адресация - реализация - обобщение и анализ» [1].
ЛИТЕРАТУРА
1.
Земцова В.И. Теоретические основы методической
подготовки учителя физики: Дис. . д-ра пед. наук / В.И.Земцова. - СПб., 1995. -
310 с.
2. Сауров Ю.А. Проблема организации учебной деятельности школьников в методике обучения
физике: Дис. . д-ра пед. наук / Ю.А.Сауров . – Киров, 1992. – 399 с.
3. Вольхин
С.Н. Методы и модели оптимизации ресурсов и принятия безопасных эффективных
управленческих решений / С.Н.Вольхин, Ю.Н.Арсеньев // Безопасность
жизнедеятельности: школа, вуз, общество: зб. научн. раб. за материалами II всерос. науч-практ. конф. – Тула: Изд-во
Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. – С. 65– 69.
|