Субота, 20.04.2024, 02:33
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ

Михайлов Алексей Александрович
[ Викачати з сервера (38.0 Kb) ] 11.02.2013, 17:35

Алексей Михайлов

(Шуя, Россия)

 

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

Широкий круг исследовательских и опытно-экспериментальных задач, связанных с разработкой и внедрением дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности (далее - БЖ), требует первоочередного, опережающего решения наиболее общих теоретико-методологических проблем, определяющих долговременную стратегию развития высшего педагогического образования. Они располагаются в определенной иерархической последовательности, затрагивая вопросы социально-экономического, философского, научно-технического, психолого-педагогического, дидактического, методического и организационно-управленческого характера. В каждом из них возможна и необходима организация специальных прогностических исследований, охватывающих, в свою очередь, важнейшие направления развития дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих специалистов как подсистемы высшего образования.

Среди дидактических систем в настоящее время выделяют системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.М. Махмутова, П.М. Эрдниева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.Н. Ланды, П.И. Третьякова и др. В современной практике используются как традиционные, так и инновационные дидактические системы. Суть их заключается в перестановке акцентов ее составляющих. Специфической особенностью профессионально-предметной подготовки является ее интегрирующий характер. Именно эта часть подготовки «отвечает» за объединение результатов всех других элементов профессиональной подготовки - общекультурных, специально-предметных, психолого-педагогических и иных в единое целое. Именно здесь происходит преобразование результатов предметного обучения в вузе в готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста. К функциям дидактической системы профессионально-предметной подготовки можно отнести следующие:

           интегрирующая функция - интеграция результатов изучения дисциплин предметной подготовки и других направлений профессиональной подготовки (общекультурной, психолого-педагогической, специально-предметной и др.);

           мотивационно-ценностная функция - формирование направленности личности будущего специалиста в области БЖ на творческое осуществление своей профессиональной деятельности;

           обучающе-контролирующая функция - формирование необходимого комплекса профессионально-методических и методологических знаний и умений для творческого осуществления профессиональной деятельности;

                    мировоззренческая функция - формирование самосознания будущего специалиста;

           профессионально-практическая функция - формирование опыта практической профессиональной деятельности;

           преобразующая функция - преобразование результатов предметной подготовки в вузе в средства профессиональной деятельности специалиста в области БЖ.

Любая система характеризуется рядом качеств: компонентным составом, структурностью, наличием системообразующего фактора, целостностью, иерархичностью, взаимосвязями между элементами внутри системы и между системой и внешней средой, множественностью описания, наличием управляющих элементов. Поэтому, вторым этапом исследования системного объекта является определение его состава, структуры и организации элементов, обнаружение ведущих взаимодействий между ними. Это осуществляется посредством структурного анализа, результаты которого синтезируются в структурной модели рассматриваемого объекта. Как было отмечено выше, общая структура системы включает в себя такие элементы как: цели обучения, средства достижения целей (содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения), результат. Эти элементы, в свою очередь, рассматриваются с системных позиций как подсистемы более низкого уровня, отражающие ее иерархичность. Однако использование различных оснований для анализа позволяет получить несколько возможных моделей (проявление множественности описания), раскрывающих свойства объекта с различных точек зрения. Так с позиций форм организации учебного процесса рассматриваемая система профессионально-предметной подготовки реализуется в формах лекционных занятий, семинарско-практических занятий, лабораторных занятий, практик, индивидуальных учебно-исследовательских работ. С позиций управления учебно-методической деятельностью студентов, как считает В.И. Земцова, компонентами системы будут: «целеполагание - ориентация на модель специалиста - ранжирование и адресация - реализация - обобщение и анализ» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1.                Земцова В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: Дис. . д-ра пед. наук / В.И.Земцова. - СПб., 1995. - 310 с.

2.  Сауров Ю.А. Проблема организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике: Дис. . д-ра пед. наук / Ю.А.Сауров . – Киров, 1992. – 399 с.

3.  Вольхин С.Н. Методы и модели оптимизации ресурсов и принятия безопасных эффективных управленческих решений / С.Н.Вольхин, Ю.Н.Арсеньев // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: зб. научн. раб. за материалами II всерос. науч-практ. конф. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. – С. 65– 69.

 

Категорія: ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ | Додав: jww1
Переглядів: 398 | Завантажень: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz