Медведева Марина Сергеевна - ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Середа, 07.12.2016, 15:24
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ

Медведева Марина Сергеевна
[ Викачати з сервера (43.0Kb) ] 11.02.2013, 19:28

Марина Медведева

(Шуя, Россия)

 

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

На современном этапе развития стандартное обучение в высшей школе в России перестает быть по-прежнему актуальным. Введение новых образовательных стандартов, развитие образовательных технологий, основывающихся на современных средствах и методах передачи знаний, вхождение страны в Болонский процесс, а также стратегические цели и задачи модернизации образования, получившие отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., непрерывность образования в течение всей жизни человека; развитие дистанционного обучения (ДО); создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, стимулируют формирование новых подходов и разработку принципиально новых критериев качества образования. Ни для кого не секрет, что в настоящее время в России обнаруживается несоответствие системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития.

Затяжной кризис современного образования заключается в том, что наиболее актуальная - информационная  культура уже сформировала новый социально-педагогический идеал, а система образования функционирует, подчиняясь заказу индустриального общества. Решение этой задачи невозможно без дифференциации содержания образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образования, но особенно она актуальна на этапе подготовки будущих специалистов. Именно поэтому необходимым условием достижения нового, современного качества образования является введение новых форм обучения в высшей школе, отработка гибкой системы обучения, построение непрерывного обучения.

Несколько лет альтернативой стандартному образованию являлось дистанционное обучение. Главным достоинством такого обучения является возможность предоставить обучение в отдаленные районы и значительно ускорить время обучения. Однако дистанционное обучение имеет ряд недостатков, в частности, отсутствие живого общения, в процессе которого и происходит осознание изучаемого материала. Избавиться от главного недостатка дистанционного обучения позволяет смешанное обучение, главным достоинством которого является создание комфортной образовательной информационной среды, системы коммуникаций, представляющих всю необходимую учебную информацию. Так же стоит подчеркнуть, что смешанное обучение является одним из ключевых конкурентных преимуществ высших учебных заведений. 

Существует достаточно много подходов к определению понятия смешанного обучения, большинство из них носят описательный характер. Так Дарлин Пейнтер (Darling Painter) в своей статье « Missed Steps» предлагает, под смешанным обучением (blended learning) понимать объединение строгих формальных средств обучения — работы в аудиториях, изучения теоретического материала — с неформальными, например, обсуждением посредством электронной почты и Интернет-конференций. Пурнима Валиатан (Purnima Valiathan) использует термин «смешанное обучение» для описания решений, в которых комбинируются различные способы доставки учебного содержания, совместной работы, курсы, построенные на Веб-технологиях, и методики управления знаниями. Эллисон Роззетт (Allison Rossett) и Ребекка Воган Фрази (Rebecca Vaughan Frazee) утверждают, что смешанное обучение объединяет противоположные, на первый взгляд, подходы — такие как формальное и неформальное обучение, общение «лицом-к-лицу» и общение «онлайн», управляемые действия и самостоятельный выбор пути, использование автоматизированных справок и связей с коллегами — чтобы достичь своих целей и целей организации [5].

Среди отечественных исследователей, можно выделить два направления рассмотрения этого термина. Первый подход связан с пониманием смешанного обучения, как некоего формата учебных курсов, при котором в дистанционные курсы встраиваются активные методы обучения. [4]

Второй подход рассматривает смешанное обучение, как модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения [2].

Несомненно, смешанное обучение выступает как инструмент модернизации современной системы образования через создание новых педагогических методик, основанных на интеграции традиционных подходов к организации учебного процесса, в  результате которого осуществляется непосредственная передача знаний, и технологии электронного обучения.  Как отмечает К. Кун, в качестве цели  смешанного обучения выступает стремление объединить преимущества очного преподавания и электронного обучения, осуществляемого при поддержке образовательных ресурсов, так, чтобы постараться исключить недостатки обеих форм обучения [3].

Так же под смешанным образованием понимается сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете [1].

Исходя из выше сказанного,  в нашем понимании смешанное обучение - это обучение, основанное  на интеграции  различных форм обучения (очное обучение в аудитории, электронное обучение и самообучение), в результате которого происходит более качественное формирование компетенций.  Причем, под самообучением можно понимать как получение знаний находясь дома, так и получение практических навыков в процессе производственной деятельности студента, что в двойне ценно, так как не является стандартной формой обучения в ВУЗе. Однако в последнее время все большее число обучающихся предпочитает совмещать процесс обучения с практической деятельностью. Учебные заведения, которые приветствуют такую форму деятельности студентов, получают серьезное конкурентное преимущество, так как студент, завершающий образование и имеющий опыт работы, скорее получит престижное место работы, чем тот, который приобрел лишь теоретические знания. Можно сделать вывод о том, что учебные заведения, практикующие смешанное обучение, смогут привлекать большее количество студентов.

Несомненно, смешанное обучение позволит улучшить процесс обучения, так как не только сочетает в себе многие преимущества, но и позволяет выбрать одну из моделей обучения, которая будет точно соответствовать требованиям студента. В зависимости от требований существует три модели:

Модель, нацеленная на знания, предполагает самообучение с помощью электронного курса либо других учебных материалов, при постоянном непосредственном контактировании с консультантом.

Модель, ориентированная на обучающего, как будущего специалиста, предполагает традиционное обучение в учебных аудиториях с онлайновыми мероприятиями.

Модель, нацеленная на компетенции, предполагает передачу знаний, которые позволит студенту, будущему специалисту принимать быстрое и компетентное решение в процессе выполнения своих обязанностей.

Подводя итог, следует заметить, что сегодня смешанное обучение быстро и динамично развивается. Осмелимся предположить, что в будущем смешанное обучение займет ведущее место среди стандартных, привычных методов образования и станет одним из главных конкурентных преимуществ высших учебных заведений. Современные дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества. А в период информатизации образования и бурного развития информационных и коммуникационных технологий у любого человека должно быть развито качество готовности к максимальному восприятию и освоению нового уровня этих технологий, особенно это актуально для современных студентов, будущих профессионалов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюшкова О.В. Высшее образование и комбинированная форма дистанционного обучения /О.В.Андрушкова, О.В.Казанская // Открытое и дистанционное образование. - 2006. - №4. - С. 8-22.

2. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук / Ю.И.Капустин. - М., 2005. - 43 с.

3. Кун К. E-Learning – электронное обучение // Информатика и образование. 2006. №10. С. 16-18.

4. Мохова М. Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: Дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 367 с.

5. Орлова М. С. Методика смешанного обучения программированию, направленная на формирование профессиональных коммуникативных качеств. // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. №13. С. 47-50.

 

Категорія: ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ | Додав: jww1
Переглядів: 270 | Завантажень: 78 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz