Познякова Алёна Владимировна - ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:20
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ

Познякова Алёна Владимировна
[ Викачати з сервера (37.0Kb) ] 11.02.2013, 12:20

Алёна Познякова

(Иркутск, Россия)

 

ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРОСТА

 

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Понятие «качество жизни» вызывает большой интерес у ученых как категория, отражающая тенденцию современной цивилизации – улучшение жизни человека. Между тем, наблюдается явный дефицит как количественных, так и качественных исследований по данной проблематике, что приводит к искаженным представлениям о реальном образовательном и жизненном потенциале населения, например, людей третьего возраста.

Проблема активного долголетия, улучшения качества жизни пожилого человека начала разрабатываться в отечественной педагогической науке недавно, на рубеже ХХ и ХХI вв. Она носит дискуссионный характер. Идет поиск эффективных подходов к решению данной проблемы. Мы полагаем, что образование в третьем возрасте может стать эффективным средством улучшения качества жизни человека. Практическое воплощение образования в третьем возрасте происходит в рамках неформального образования взрослых. Данный вид образования гибкий, открытый для нововведений, творчески свободный, что в свою очередь предоставляет человеку широкий спектр возможностей для удовлетворения своих интересов и потребностей, способствующих разностороннему развитию личности.

Постепенно формируется опыт обучения людей третьего возраста в образовательном пространстве современной России. Одной из моделей организации образования пожилых людей, активно развивающихся сегодня, является Высшая народная школа (ВНШ). Высшая народная школа рассматривается как устойчивое сообщество взрослых людей, объединившихся в образовательных целях. Основной целевой аудиторией данных школ в современной России являются пожилые люди. Особенностью образования в третьем возрасте является то, что оно не ориентировано на получение профессии или профессиональный (карьерный) рост. Его основной целью является развитие личности человека, сохранение его активной жизненной позиции и адаптация к современным условиям жизни, преодоление социальной изоляции, в которой пожилой человек оказывается, находясь на пенсии.

Совместными усилиями участники образовательного процесса выстраивают продуктивные отношения на основе взаимоуважения и понимания, что в свою очередь позволяет создавать условия для позитивного изменения качества жизни. Высшая народная школа для человека это своего рода «площадка» (место), где он получает возможность для самообразования, самореализации, общения, активной, полноценной жизни. Так же следует отметить, что особенностью развития Высших народных школ в современной России остаётся локальный характер их распространения. Данная институциональная форма образования остаётся малоизученной, но востребованной обществом.

Большая часть российских Высших народных школ  создана на базе школ, институтов или университетов. Это одно из наилучших и практических решений, поскольку любой университет, институт, либо любая школа является «центром» образования, культуры микрорайона, города. Также это реальная материальна база в виде помещений. И, конечно же, это преподаватели для организации учебного процесса. Каждая из школ организованная на той или иной базе будет иметь свои специфические особенности в организационном и учебном плане работы, обусловленные культурно-образовательными возможностями учреждения и социальной среды города, села и т.д.

Так, О.В. Гордина определяет пять наиболее распространенных моделей Высших народных школ, рожденных российской социально-педагогической практикой:

первая – действует при общественной организации и опирается на возможности социума, живет благодаря сложившейся социальной сети;

вторая – функционирует как структурное подразделение университета, открывает свои филиалы в филиалах университета;

третья – выступает как один из элементов образовательного комплекса на селе, включающего лицей, филиал университета, ВНШ;

четвертая – представляет собой сетевой проект, включающий в себя филиалы, расположенные как в городе, так и в сельской местности, опирается на поддержку широких слоев общественности и местные органы самоуправления;

в-пятых в г. Санкт-Петербурге реализуется проект открытия школы, подобной скандинавским. Предполагается проживание слушателей школы какое-то время в условиях некоего стационарного учреждения санаторного типа [1].

Нам хочется надеяться, что в будущем Высшая народная школа в России станет одной из основных форм неформального образования как  для пожилых людей, так и для молодых людей и людей среднего возраста.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Гордина О.В. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики [Текст] : монография / О.В. Гордина, А.И.  Гордин. – Иркутск : изд-во ВСГАО, 2010. – 184 с.

 

Категорія: ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ | Додав: jww1
Переглядів: 168 | Завантажень: 34 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz