Гордин Александр
(Иркутск, Россия)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Качественные методы – это
инструментарий, который давно и активно применяется в социологических
исследованиях. Социально-педагогические качественные исследования опираются на
их традиции, но объектом в них является
не социальная среда и продукты её деятельности, а человек. Социологи проводят качественные исследования с целью дать
более глубокий диагностический анализ разнообразных социальных явлений
происходящих во внешней среде с целью выработки рекомендаций как эту среду
преобразовать. Социально-педагогическое качественное исследование также
занимаются диагностикой социальной
деятельности человека, базирующейся на психофизических особенностях
личности и особенностях социальной среды, с которой он находится в тесном
взаимодействии. Его целью является формирование, развитие, корректирование,
профилактика и т.д. необходимых качеств, которые помогут человеку преодолеть
трудную жизненную ситуацию.
Это
принципиальное различие определяет своеобразную социально-педагогическую
интерпретацию традиционных социологических исследований, позволяющую более
полно использовать их интерактивный потенциал. Например, глубинное интервью и
фокус-группа – эффективный диагностический инструментарий, который позволяет
глубоко и обстоятельно анализировать социально-психологические особенности
человека и его взаимодействие с другими людьми. И они же способны активно
участвовать в формировании или способствовать формированию определенных
личностных качеств человека.
Например,
основополагающими показателями, определяющими уровень социального интеллекта
являются: социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память,
социальное мышление (А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум) [4]. Именно эти
способности и развиваются у человека (или группы) в процессе применения
интерактивных методов в контексте социально-педагогических качественных
исследований. Подобное происходит при изучении социального самочувствия, самоактулизации,
ценностного самоопределения, потенцированного мышления и т.п.
Согласно
теоретическим положениям социальной психологии интерактивное взаимодействие
предполагает активное включение в процесс общения коммуникативной, собственно
интерактивной и перцептивной его сторон, развивающих способность человека
формировать эмпатию, приобретать навыки управления своими эмоциями, его
готовность к самоидентификации и социальной идентификации, а так же анализу,
прогнозированию как собственной деятельности, так и деятельности других людей
[1]. Учитывая это, мы в практике наших социально-педагогических исследований
стали активно применять качественные методы.
Так, например,
достаточно эффективным оказалось применение глубинных интервью как на
подготовительном этапе перед разработкой вопросов к анкетированию для
диагностики, так и на заключительном контрольном, для отслеживания полученных
результатов. Еще более интересной оказалась практика применения фокус-группы.
Идеальным вариантом её проведения стал, организованный в ВНШ г.Иркутска
исследовательской группой дискуссионный
клуб, в целевую группу которого вошли 15 слушателей школы, которым интересен
групповой способ поиска решения поставленных проблем. Прошедшие в нем занятия
на тему «Коррупция и власть», «Экология сознания человека», «Роль ТВ СМИ в
формировании ценностей и норм поведения в современном российском обществе»
показали, что в процессе проведения занятий у слушателей формируется особая
культура коллективного мышления, развивается его диалогичность,
прогностичность, пластичность и образность. Слушателям далеко небезразлично как
они смотрятся в глазах участников дискуссии, когда излагают свои мысли. В ходе
дискуссии слушатели часто обращаются к своему прошлому опыту и опыту своего
поколения. Они ищут аналогии, убедительные факты, прогнозируют результаты и
т.д. Это позволяет говорить о том, что, проводимые нами фокус-группы внесут
свой определенный вклад в дальнейшее формирование их социального интеллекта.
Приведенный
выше пример может быть распространён на диагностику, развитие, формирование,
коррекцию и профилактику других качественных характеристик человека,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации в процессе социально-педагогического
полевого исследования.
На основании
всего вышесказанного, мы считаем, что качественные методы в контексте
социально-педагогического исследования
целесообразно применять на всех трех этапах эксперимента
(констатирующем, формирующем и контрольном), включать их в программы
социально-педагогической поддержки и сопровождения. Это, на наш взгляд,
позволит более эффективно проводить педагогический эксперимент и добиваться
более высоких результатов особенно на формирующем и контрольном его этапах.
ЛИТЕРАТУРА
1.Андреева А.А. Социальная психология [Текст] / А.А.Андреева. – М.: Наука,
1999.
2.Бергер П. Социальное
конструирование реальности. Трактат по оциологии знания / П.Бергер, Т.Лукман. -
М.. 1995
3. Бернгард Г.
Качественные и количественные методы исследования в социальной работе /
Г.Бенгард // Социол. исслед. - 2001. - № 1
4. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан,
Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
|