Гордин Александр Иннокентьевич - ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:24
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ

Гордин Александр Иннокентьевич
[ Викачати з сервера (37.0Kb) ] 11.02.2013, 11:08

Гордин Александр

(Иркутск, Россия)

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Качественные методы – это инструментарий, который давно и активно применяется в социологических исследованиях. Социально-педагогические качественные исследования опираются на их традиции, но объектом  в них является не социальная среда и продукты её деятельности, а человек. Социологи проводят качественные исследования с целью дать более глубокий диагностический анализ разнообразных социальных явлений происходящих во внешней среде с целью выработки рекомендаций как эту среду преобразовать. Социально-педагогическое качественное исследование также занимаются диагностикой социальной деятельности человека, базирующейся на психофизических особенностях личности и особенностях социальной среды, с которой он находится в тесном взаимодействии. Его целью является формирование, развитие, корректирование, профилактика и т.д. необходимых качеств, которые помогут человеку преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Это принципиальное различие определяет своеобразную социально-педагогическую интерпретацию традиционных социологических исследований, позволяющую более полно использовать их интерактивный потенциал. Например, глубинное интервью и фокус-группа – эффективный диагностический инструментарий, который позволяет глубоко и обстоятельно анализировать социально-психологические особенности человека и его взаимодействие с другими людьми. И они же способны активно участвовать в формировании или способствовать формированию определенных личностных качеств человека.

Например, основополагающими показателями, определяющими уровень социального интеллекта являются: социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память, социальное мышление (А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум) [4]. Именно эти способности и развиваются у человека (или группы) в процессе применения интерактивных методов в контексте социально-педагогических качественных исследований. Подобное происходит при изучении социального самочувствия, самоактулизации, ценностного самоопределения, потенцированного мышления и т.п.

Согласно теоретическим положениям социальной психологии интерактивное взаимодействие предполагает активное включение в процесс общения коммуникативной, собственно интерактивной и перцептивной его сторон, развивающих способность человека формировать эмпатию, приобретать навыки управления своими эмоциями, его готовность к самоидентификации и социальной идентификации, а так же анализу, прогнозированию как собственной деятельности, так и деятельности других людей [1]. Учитывая это, мы в практике наших социально-педагогических исследований стали активно применять качественные методы.

Так, например, достаточно эффективным оказалось применение глубинных интервью как на подготовительном этапе перед разработкой вопросов к анкетированию для диагностики, так и на заключительном контрольном, для отслеживания полученных результатов. Еще более интересной оказалась практика применения фокус-группы. Идеальным вариантом её проведения стал, организованный в ВНШ г.Иркутска исследовательской группой   дискуссионный клуб, в целевую группу которого вошли 15 слушателей школы, которым интересен групповой способ поиска решения поставленных проблем. Прошедшие в нем занятия на тему «Коррупция и власть», «Экология сознания человека», «Роль ТВ СМИ в формировании ценностей и норм поведения в современном российском обществе» показали, что в процессе проведения занятий у слушателей формируется особая культура коллективного мышления, развивается его диалогичность, прогностичность, пластичность и образность. Слушателям далеко небезразлично как они смотрятся в глазах участников дискуссии, когда излагают свои мысли. В ходе дискуссии слушатели часто обращаются к своему прошлому опыту и опыту своего поколения. Они ищут аналогии, убедительные факты, прогнозируют результаты и т.д. Это позволяет говорить о том, что, проводимые нами фокус-группы внесут свой определенный вклад в дальнейшее формирование их социального интеллекта.

Приведенный выше пример может быть распространён на диагностику, развитие, формирование, коррекцию и профилактику других качественных характеристик человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации в процессе социально-педагогического полевого исследования.

На основании всего вышесказанного, мы считаем, что качественные методы в контексте социально-педагогического исследования  целесообразно применять на всех трех этапах эксперимента (констатирующем, формирующем и контрольном), включать их в программы социально-педагогической поддержки и сопровождения. Это, на наш взгляд, позволит более эффективно проводить педагогический эксперимент и добиваться более высоких результатов особенно на формирующем и контрольном его этапах.

ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева А.А. Социальная психология [Текст] / А.А.Андреева. – М.: Наука, 1999.

2.Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по оциологии знания / П.Бергер, Т.Лукман. - М.. 1995

3. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Г.Бенгард // Социол. исслед. - 2001. - № 1

4. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

 

Категорія: ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ | Додав: jww1
Переглядів: 221 | Завантажень: 18 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz