Субота, 27.04.2024, 01:03
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ

Васильева Татьяна Викторовна
[ Викачати з сервера (51.5 Kb) ] 11.02.2013, 16:49

Татьяна Васильева

(Шуя, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Введение системы предпрофильного обучения в выпускных классах основной школы, профильного обучения на старшей ступени общего образования, ставит проблему подготовки студентов педагогических вузов – будущих учителей к решению задачи повышения качества общего и профессионального образования.

Для осуществления осознанного выбора старшеклассниками своего места в социуме существует центральный механизм, которым является самоопределение. Потребность в самоопределении возникает при достижении личностью довольно высокого уровня развития, которое характеризуется стремлением занять свою собственную, достаточно независимую позицию в системе коммуникативных, мировоззренческих, профессиональных и прочих связей с другими членами социума.

Согласно определению Рогова Е.И. самоопределение - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях [3]. Шепелева Е.В. дает следующее видение понятия «самоопределение»: самоопределение стремление старшеклассника определиться в системе социальных отношений, осуществляемое в результате анализа личностных ресурсов [5].

Признаками любого самоопределения является:

1)     установление старшеклассником своих собственных особенностей, чёрт, качеств, возможностей, способностей;

2)     выбор старшеклассником критериев, норм оценивания себя, «планки для себя», на основе системы идеалов и ценностей: «что надо для общества», «чего от меня ждут», «что из этих требований социума я принимаю для себя»;

3)                      определение своих наличных качеств, соответствующих требуемым нормам;

4)                      предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих принятым нормам;

5)     построение своих целей, задач, планов (близких и отдалённых) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: «чего я хочу» и «как я намерен действовать».

Самоопределение это сложный многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения: личностное, социальное, профессиональное.

Профессиональное самоопределение рассматривается исследователями как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития, как синоним профессионального становления личности. Рассматривая содержание понятия «профессиональное самоопределение», выделяют четыре этапа: 1) формирование профессиональных намерений, 2) профессиональное обучение, 3) профессиональная адаптация, 4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Согласно мнению учёных, основные механизмы и динамику профессионального самоопределения следует искать во внутреннем пространстве. Так, первый этап определяется потребностью в профессиональном самоопределении. Как психологическое новообразование старшеклассников эта потребность активизирует поиск, анализ своих возможностей и формирование самооценки профессионально значимых качеств. Второй этап направлен на формирование отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, даем авторское видение понятия «профессиональное самоопределение старшеклассников». Профессиональное самоопределение старшеклассников это стремление старшеклассника определиться в системе социальных отношений, в выборе будущей профессии, осуществляемое в результате анализа личностных ресурсов и склонностей к той или иной профессиональной деятельности.

В профессиональном самоопределении старшеклассников можно выделить следующие этапы:

1. Предпрофильное обучение – это первоначальный этап профессионального самоопределения, осознание самой необходимости выбора направления будущей профессиональной деятельности выпускниками основной школы. Это этап начального педагогического формирования обоснованного выбора, рефлексии в процессе ее выбора.

2. Профильное обучение – этап профессионального самоопределения, прохождения специализированной подготовки по профильным общеобразовательным предметам и подготовки к обучению в вузе учащимися старших классов общеобразовательных учреждений.

В табл. 1 приведены факторы, определяющие выбор учащимися будущей профессии.

Таблица 1

Факторы, определяющие выбор учащимися будущей профессии

На выбор профессии влияют

Количество опрошенных, %

 

Литературные источники

2006г.

Наши результаты 2012 г.

Советы родителей

24,7

13,6

Средства массовой информации

21,8

20,3

Уровень оплаты труда

13,5

30,2

Социальная престижность профессии

11,2

10,2

Интерес к профессии

9,4

6,1

Советы друзей

8,6

12

Советы педагогов, психологов

6,5

4,5

Общественная значимость профессии

4,3

3,1

 

Из табл. 1 следует, что советы педагогов, психологов не являются определяющими для школьников в процессе их профессионального самоопределения, причем эта тенденция с годами ухудшается.

Методологические подходы к определению готовности условно разделяют на функциональный, личностный и личностно-деятельностный. В рамках функционального подхода готовность рассматривается как состояние психики (установка), в котором активизируются такие психические функции, как умение мобилизировать психические и физические ресурсы (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Г. Оллпорт, Д.Н. Узнадзе и др.). На основании личностного подхода готовность определяется как проявление индивидуально-личностных качеств, формирующихся в результате подготовки к определенному виду деятельности (К.А, Абульханова, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ковалев, А.Ц. Пуни, В.А. Сластенин, и др.). В рамках личностно-деятельностного (интегрированного) подхода готовность к деятельности рассматривается как проявление индивидных, личностных и субъектных особенностей человека в их целостности, обеспечивающее человеку успешность профессиональной деятельности (А.А. Деркач, С.Н. Толстов, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович и др.).

Готовность к деятельности имеет три модальности: общую долговременную (устойчивая потребность в деятельности), специальную долговременную (готовность к определенному виду деятельности, как результат образования и социальной зрелости личности) и кратковременную (мобилизация для решения возникающей задачи) [2].

По мнению Б.Г. Ананьева, [1] готовность к деятельности характеризуется не только ее свойствами в тот момент, когда совершается деятельность. Автор трактует готовность к профессиональной педагогической деятельности как целостное образование, проявляющееся в наличии у субъекта образа, структуры, определенного действия и постоянной направленности на его выполнение; готовность включает в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятностного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью результата.

 Определяем понятие «готовность будущего учителя к оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии» как составляющую его профессиональной готовности, проявляющуюся в стремлении и способности осуществлять профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях социального партнерства «школа-вуз-производство».

Готовность будущего учителя к оказанию помощи старшеклассникам в выборе профессии состоит из следующих компонентов:

- мотивационный компонент готовности к оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии определяется системой активных отношений учителя с учениками, родителями, социальными партнерами;

- когнитивный компонент готовности к оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии представляет собой знания  об уровнях мыслительной деятельности ученика, о его способностях к тому или иному виду деятельности, о психологических особенностях личности учащегося;

- деятельностный компонент готовности к оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии определяется умениями организовать совместную с учениками и социальными партнерами  деятельность по изучению особенностей труда в различных профессиональных сферах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1997. - 380 с.

2. Деркач А.А. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1993. - 345с.

3. Общая психология / Под ред. Е. И. Рогова / Учебный курс. – Изд-во «Феникс», Ростов/Д. - 2010.

4. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.

5. Шепелева Е. В. Значение средств массовой информации в процессе самоопределения старшеклассника // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2008 №11 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-sredstv-massovoy-informatsii-v-protsesse-samoopredeleniya-starsheklassnika (дата обращения: 28.10.2012)

 

Категорія: ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ | Додав: jww1
Переглядів: 397 | Завантажень: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz