Татьяна Васильева
(Шуя, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Введение системы предпрофильного обучения в выпускных
классах основной школы, профильного обучения на старшей ступени общего
образования, ставит проблему подготовки студентов педагогических вузов –
будущих учителей к решению задачи повышения качества общего и профессионального
образования.
Для осуществления осознанного выбора старшеклассниками
своего места в социуме
существует центральный
механизм, которым является самоопределение. Потребность в самоопределении возникает при достижении личностью довольно высокого уровня развития, которое характеризуется стремлением
занять свою собственную, достаточно независимую позицию в системе
коммуникативных, мировоззренческих, профессиональных и прочих связей с другими
членами социума.
Согласно
определению Рогова Е.И. самоопределение - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных
ситуациях [3]. Шепелева Е.В. дает следующее видение понятия «самоопределение»: самоопределение –
стремление старшеклассника определиться в системе социальных отношений,
осуществляемое в результате анализа личностных ресурсов [5].
Признаками любого самоопределения является:
1) установление
старшеклассником своих собственных особенностей, чёрт, качеств,
возможностей, способностей;
2) выбор старшеклассником критериев, норм
оценивания себя, «планки для себя», на основе системы идеалов и ценностей: «что
надо для общества», «чего от меня ждут»,
«что из этих требований социума я принимаю для себя»;
3)
определение своих наличных
качеств, соответствующих требуемым нормам;
4)
предвосхищение своих
завтрашних потенциальных качеств, соответствующих принятым нормам;
5) построение своих целей, задач, планов
(близких и отдалённых) для развития у себя необходимых качеств, для принятия
себя: «чего я хочу» и «как я намерен действовать».
Самоопределение – это сложный многоступенчатый процесс
развития человека, его структурными элементами являются разные виды
самоопределения: личностное, социальное, профессиональное.
Профессиональное
самоопределение рассматривается исследователями как «ядро», наиболее значимый
компонент профессионального развития, как синоним профессионального становления
личности. Рассматривая содержание понятия «профессиональное самоопределение»,
выделяют четыре этапа: 1) формирование профессиональных намерений, 2)
профессиональное обучение, 3) профессиональная адаптация, 4) частичная или
полная реализация личности в профессиональном труде. Согласно мнению учёных,
основные механизмы и динамику профессионального самоопределения следует искать
во внутреннем пространстве. Так, первый этап определяется потребностью в
профессиональном самоопределении. Как психологическое новообразование
старшеклассников эта потребность активизирует поиск, анализ своих возможностей
и формирование самооценки профессионально значимых качеств. Второй этап
направлен на формирование отношения личности к себе как субъекту будущей
профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, даем авторское видение понятия «профессиональное
самоопределение старшеклассников».
Профессиональное самоопределение старшеклассников – это стремление старшеклассника определиться в системе социальных
отношений, в выборе будущей профессии, осуществляемое в результате анализа
личностных ресурсов и склонностей к той или иной профессиональной деятельности.
В профессиональном самоопределении старшеклассников можно
выделить следующие этапы:
1. Предпрофильное обучение – это первоначальный этап
профессионального самоопределения, осознание самой необходимости выбора
направления будущей профессиональной деятельности выпускниками основной школы.
Это этап начального педагогического формирования обоснованного выбора,
рефлексии в процессе ее выбора.
2. Профильное обучение – этап профессионального
самоопределения, прохождения специализированной подготовки по профильным
общеобразовательным предметам и подготовки к обучению в вузе учащимися старших
классов общеобразовательных учреждений.
В табл. 1 приведены факторы, определяющие выбор учащимися
будущей профессии.
Таблица
1
Факторы, определяющие выбор учащимися будущей профессии
На выбор профессии влияют
|
Количество опрошенных, %
|
|
Литературные источники
2006г.
|
Наши результаты 2012 г.
|
Советы
родителей
|
24,7
|
13,6
|
Средства
массовой информации
|
21,8
|
20,3
|
Уровень
оплаты труда
|
13,5
|
30,2
|
Социальная
престижность профессии
|
11,2
|
10,2
|
Интерес
к профессии
|
9,4
|
6,1
|
Советы
друзей
|
8,6
|
12
|
Советы
педагогов, психологов
|
6,5
|
4,5
|
Общественная
значимость профессии
|
4,3
|
3,1
|
Из табл. 1 следует, что
советы педагогов, психологов не являются определяющими для школьников в
процессе их профессионального самоопределения, причем эта тенденция с годами
ухудшается.
Методологические подходы к
определению готовности условно разделяют на функциональный, личностный и
личностно-деятельностный. В рамках функционального подхода готовность
рассматривается как состояние психики (установка), в котором активизируются
такие психические функции, как умение мобилизировать психические и физические
ресурсы (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Г. Оллпорт, Д.Н. Узнадзе и
др.). На основании личностного подхода готовность определяется как проявление
индивидуально-личностных качеств, формирующихся в результате подготовки к
определенному виду деятельности (К.А, Абульханова, Л.С. Выготский, И.С. Кон,
М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ковалев, А.Ц. Пуни, В.А. Сластенин, и др.).
В рамках личностно-деятельностного (интегрированного) подхода готовность к
деятельности рассматривается как проявление индивидных, личностных и субъектных
особенностей человека в их целостности, обеспечивающее человеку успешность
профессиональной деятельности (А.А. Деркач, С.Н. Толстов, К.М. Дурай-Новакова,
Л.А. Кандыбович и др.).
Готовность к деятельности
имеет три модальности: общую долговременную (устойчивая потребность в
деятельности), специальную долговременную (готовность к определенному виду
деятельности, как результат образования и социальной зрелости личности) и
кратковременную (мобилизация для решения возникающей задачи) [2].
По мнению Б.Г. Ананьева,
[1] готовность к деятельности характеризуется не только ее свойствами в тот
момент, когда совершается деятельность. Автор трактует готовность к
профессиональной педагогической деятельности как целостное образование, проявляющееся
в наличии у субъекта образа, структуры, определенного действия и постоянной
направленности на его выполнение; готовность включает в себя различного рода
установки на осознание педагогической задачи, модели вероятностного поведения,
определение специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в
соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью результата.
Определяем понятие
«готовность будущего учителя к оказанию помощи старшеклассникам в выборе
профессии» как составляющую его профессиональной готовности, проявляющуюся в
стремлении и способности осуществлять профессиональное самоопределение
старшеклассников в условиях социального партнерства «школа-вуз-производство».
Готовность будущего учителя к оказанию помощи
старшеклассникам в выборе профессии состоит из следующих компонентов:
- мотивационный компонент готовности к оказанию помощи
старшеклассникам в выборе будущей профессии определяется системой активных
отношений учителя с учениками, родителями, социальными партнерами;
- когнитивный компонент готовности к оказанию помощи
старшеклассникам в выборе будущей профессии представляет собой знания об уровнях мыслительной деятельности ученика,
о его способностях к тому или иному виду деятельности, о психологических
особенностях личности учащегося;
- деятельностный компонент готовности к оказанию помощи
старшеклассникам в выборе будущей профессии определяется умениями организовать
совместную с учениками и социальными партнерами
деятельность по изучению особенностей труда в различных профессиональных
сферах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах
современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1997. - 380 с.
2. Деркач А.А. Акмеология:
Пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.:
Высшая школа, 1993. - 345с.
3. Общая психология / Под ред. Е. И. Рогова / Учебный курс. – Изд-во
«Феникс», Ростов/Д. - 2010.
4. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В.А.
Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.
5. Шепелева Е. В. Значение средств массовой информации в процессе
самоопределения старшеклассника // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2008 №11 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-sredstv-massovoy-informatsii-v-protsesse-samoopredeleniya-starsheklassnika (дата обращения:
28.10.2012)
|