Наталия Лысых
(Шуя, Россия)
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГОВ
Одной из актуальных задач
подготовки современного специалиста социальной сферы
является формирование у него готовности к самостоятельной деятельности, под
которой пронимаем системную интегрированную
характеристику личности, выражающую
предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и
самосовершенствованию, рационализации социально-педагогического процесса и
созданию авторской системы деятельности.
В акмеологии традиционно
придерживаются трех групп факторов, содействующие достижению искомого
результата, выделенные Н.В. Кузьминой: 1) объективные,
связанные с реальной системой и последовательностью действий педагогов,
направленных на достижение искомого результата; 2) субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры
успешности профессиональной деятельности. К ним относятся: мотивы,
направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность,
творчество. Мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие
достижению вершин профессионализма или препятствующие этому процессу; 3) объективно-субъективные, связанные с
организацией образовательной или профессиональной среды, профессионализмом
преподавателей, руководителей, качеством управления системой образования [1]. В
зависимости от искомого результата выделенные группы факторов имеют
специфические особенности.
На развитие у
будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности,
несомненно, оказывают влияние объективные факторы. Прежде всего,
это социально-экономические изменения в обществе, которые привели к серьезным
преобразованиям в профессиональном образовании и потребовали компетентного и
творческого специалиста, который может мобильно и продуктивно решать
профессиональные задачи.
Объективными факторами,
влияющими на формирование у будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности, выступает материально-техническая база вуза,
являющаяся основой для качественного обучения и проведения широкого спектра
фундаментальных и прикладных научных исследований (современные учебные аудитории, спортивные залы, качественная
вычислительная техника и т.д.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса также
играет важную роль в профессиональной подготовке специалиста социальной сферы.
Учебно-информационный фонд и библиотечный фонд вуза позволяют студентам
познакомится с программами учебных дисциплин и учебно-методическими
комплексами, осуществляющими методическую и консультативную поддержку учебной
деятельности студентов по всем формам обучения и эффективно способствующие их
самоорганизации.
Объектно-субъективные факторы, способствующие формированию у
будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности,
связаны с установлением целесообразных отношений, которые обеспечивают
продуктивное взаимодействие преподавателя со студентами в формах
сотрудничества, взаимообогащающее информацией, ценностями профессии, способами
ее осуществления, формируя авторитет преподавателя в студенческой среде.
К объектно-субъективным
факторам относим, прежде всего, профессионализм преподавателей вуза, владеющих
акмеологическим знанием и акмеологическими технологиями, создающих
индивидуальную авторскую систему деятельности творческого развития студентов.
На
формирование у будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной
деятельности влияет и такой объектно-субъективный фактор
как создание в вузе гетерогенной
акмесреды с ситуациями выбора для творческой самореализации студентов, которая
создается разнообразием форм внеучебной, научно-исследовательской,
воспитательной работы, а именно: научные кружки, творческие конкурсы,
олимпиады, научные конференции и научные сессии внутривузовского, межрегионального
и Всероссийского уровня, волонтерские отряды, музыкальные ансамбли, хор, театр
моды, творческие фестивали и конкурсы, спортивные секции и соревнования, дни
здоровья и др.
На качество подготовки
будущего социального педагога оказывает влияние тесная взаимосвязь его
теоретической подготовки с практической деятельностью, которая обеспечивается
объектно-субъективными факторами, а именно, взаимодействием вуза с другими
образовательными и социальными учреждениями, предоставляющими для студентов базы
практик, базы для проведения научно-исследовательских работ. Сетевое
взаимодействие образовательных и социальных учреждений в профессиональной
подготовке социального педагога дает студентам возможность получать информацию
об актуальных проблемах в сфере профессиональной деятельности, обсуждать их с
коллегами, находить единомышленников.
Объективные и
объектно-субъективные фактора влияют на действие самого главного фактора – субъективного, который
проявляется в профессиональном самообразовании, самосовершенствовании и
стремлении к творческой самореализации в работе с детьми и с семьей. К
субъективным факторам относим собственную активность и творческую
инициативность в создании авторской системы деятельности и собственных
проектов.
Не маловажную роль в
становлении профессионала играет правильный выбор ценностных ориентаций,
актуальных для личностного и профессионального роста. Прежде всего, это
ценности, обеспечивающие возможность принятия педагогической профессии как
миссии, ориентацию на духовные ценности, приоритет социально значимых целей.
На формирование готовности к
самостоятельной деятельности оказывает влияние стремления студента к
самосовершенствованию – сознательному, целенаправленному процессу повышения
уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально
значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями
профессионально-педагогической деятельности и личной программой развития.
На развитие профессионализма
личности специалиста влияет тип направленности личности – совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Именно истинно
педагогическая направленность будущего педагога (устойчивая мотивация на
формирование личности учащихся) способствует развитию готовности у выпускника
вуза к самостоятельной деятельности.
Рефлексия – основной путь
получения новых знаний о самом себе и других, которые приходят к человеку
извне, но только через себя, через постоянное осознание происходящего с ним.
Рефлексия хода и результатов своей деятельности позволяет студенту понять себя,
свои достоинства и недостатки, причины неудач, стимулируя тем самым движение к
высоким результатам.
Стимулируют формирование у
будущего социального педагога готовности к самостоятельной деятельности его
образованность и способности как общие (наблюдательность, качество речи,
мышления, воображения и др.), так специальные (гностические, проектировочные,
конструктивные, коммуникативные, организаторские).
Важную роль в формировании
готовности к самостоятельной деятельности играет саморегуляция поведения,
позволяющая студенту действовать в направлении поставленной цели, преодолевая
при этом внешние и внутренние препятствия. Волевого человека отличает
целеустремленность, дисциплинированность, организованность, настойчивость,
решительность. Саморегуляция может включиться в деятельность на любом из ее
этапов осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее
выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля
исполнения. В учебной деятельности саморегуляция помогает студенту сознательно
отказаться от сиюминутных влечений; от привычного, но в данном случае
неэффективного, способа решения задачи; помогает мобилизовать силы, если
наступила усталость от наряженной работы; сознательно заставляет человека
тщательно проверять правильность выполнения работы. Несомненно, саморегуляция
деятельности поможет студенту добиться намеченной цели в профессиональной
деятельности, стимулируя стремление к высоким достижениям.
Таким образом, к объективным
факторам, стимулирующим формирование готовности к самостоятельной деятельности,
относятся: социально-экономические изменения в обществе, которые потребовали
компетентного и творческого специалиста; материально-техническая база
образовательного учреждения и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. К объектно-субъективным
факторам относим: профессионализм преподавателей вуза, владеющих
акмеологическими технологиями; гетерогенную акмесреду с ситуациями выбора для
творческой самореализации студентов; сетевое взаимодействие образовательных и
социальных учреждений. К субъективным факторам мы относим собственную
активность и творческую инициативность студента в создании авторской системы
деятельности и собственных проектов; правильный выбор ценностных ориентаций,
актуальных для личностного и профессионального роста; стремления к
самосовершенствованию, самообразованию; направленность личности; саморефлексия
хода и результатов труда; образованность, способности, саморегуляция.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмина Н.В. Предмет
акмеологии / Н.В.Кузьмина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Политехника, 2002.
|