Лысых Наталья Владимировна - ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ - Каталог файлів - ІІ Міжнародної науково-практичної
Неділя, 04.12.2016, 21:20
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ

Лысых Наталья Владимировна
[ Викачати з сервера (45.0Kb) ] 11.02.2013, 16:47

Наталия Лысых

(Шуя, Россия)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

 

Одной из актуальных задач подготовки современного специалиста социальной сферы является формирование у него готовности к самостоятельной деятельности, под которой пронимаем системную интегрированную характеристику личности, выражающую предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, рационализации социально-педагогического процесса и созданию авторской системы деятельности.

В акмеологии традиционно придерживаются трех групп факторов, содействующие достижению искомого результата, выделенные Н.В. Кузьминой: 1) объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий педагогов, направленных на достижение искомого результата; 2) субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности. К ним относятся: мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество. Мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие достижению вершин профессионализма или препятствующие этому процессу; 3) объективно-субъективные, связанные с организацией образовательной или профессиональной среды, профессионализмом преподавателей, руководителей, качеством управления системой образования [1]. В зависимости от искомого результата выделенные группы факторов имеют специфические особенности.

На развитие у будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности, несомненно, оказывают влияние объективные факторы. Прежде всего, это социально-экономические изменения в обществе, которые привели к серьезным преобразованиям в профессиональном образовании и потребовали компетентного и творческого специалиста, который может мобильно и продуктивно решать профессиональные задачи.

Объективными факторами, влияющими на формирование у будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности,  выступает материально-техническая база вуза, являющаяся основой для качественного обучения и проведения широкого спектра фундаментальных и прикладных научных исследований (современные учебные аудитории, спортивные залы, качественная вычислительная техника и т.д.).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса также играет важную роль в профессиональной подготовке специалиста социальной сферы. Учебно-информационный фонд и библиотечный фонд вуза позволяют студентам познакомится с программами учебных дисциплин и учебно-методическими комплексами, осуществляющими методическую и консультативную поддержку учебной деятельности студентов по всем формам обучения и эффективно способствующие их самоорганизации.

Объектно-субъективные факторы, способствующие формированию у будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности, связаны с установлением целесообразных отношений, которые обеспечивают продуктивное взаимодействие преподавателя со студентами в формах сотрудничества, взаимообогащающее информацией, ценностями профессии, способами ее осуществления, формируя авторитет преподавателя в студенческой среде.

К объектно-субъективным факторам относим, прежде всего, профессионализм преподавателей вуза, владеющих акмеологическим знанием и акмеологическими технологиями, создающих индивидуальную авторскую систему деятельности творческого развития студентов.

На формирование у будущих социальных педагогов готовности к самостоятельной деятельности влияет и такой объектно-субъективный фактор как создание в вузе гетерогенной акмесреды с ситуациями выбора для творческой самореализации студентов, которая создается разнообразием форм внеучебной, научно-исследовательской, воспитательной работы, а именно: научные кружки, творческие конкурсы, олимпиады, научные конференции и научные сессии внутривузовского, межрегионального и Всероссийского уровня, волонтерские отряды, музыкальные ансамбли, хор, театр моды, творческие фестивали и конкурсы, спортивные секции и соревнования, дни здоровья и др.

На качество подготовки будущего социального педагога оказывает влияние тесная взаимосвязь его теоретической подготовки с практической деятельностью, которая обеспечивается объектно-субъективными факторами, а именно, взаимодействием вуза с другими образовательными и социальными учреждениями, предоставляющими для студентов базы практик, базы для проведения научно-исследовательских работ. Сетевое взаимодействие образовательных и социальных учреждений в профессиональной подготовке социального педагога дает студентам возможность получать информацию об актуальных проблемах в сфере профессиональной деятельности, обсуждать их с коллегами, находить единомышленников.

Объективные и объектно-субъективные фактора влияют на действие самого главного фактора субъективного, который проявляется в профессиональном самообразовании, самосовершенствовании и стремлении к творческой самореализации в работе с детьми и с семьей. К субъективным факторам относим собственную активность и творческую инициативность в создании авторской системы деятельности и собственных проектов.

Не маловажную роль в становлении профессионала играет правильный выбор ценностных ориентаций, актуальных для личностного и профессионального роста. Прежде всего, это ценности, обеспечивающие возможность принятия педагогической профессии как миссии, ориентацию на духовные ценности, приоритет социально значимых целей.

На формирование готовности к самостоятельной деятельности оказывает влияние стремления студента к самосовершенствованию – сознательному, целенаправленному процессу повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионально-педагогической деятельности и личной программой развития.

На развитие профессионализма личности специалиста влияет тип направленности личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Именно истинно педагогическая направленность будущего педагога (устойчивая мотивация на формирование личности учащихся) способствует развитию готовности у выпускника вуза к самостоятельной деятельности.

Рефлексия – основной путь получения новых знаний о самом себе и других, которые приходят к человеку извне, но только через себя, через постоянное осознание происходящего с ним. Рефлексия хода и результатов своей деятельности позволяет студенту понять себя, свои достоинства и недостатки, причины неудач, стимулируя тем самым движение к высоким результатам.

Стимулируют формирование у будущего социального педагога готовности к самостоятельной деятельности его образованность и способности как общие (наблюдательность, качество речи, мышления, воображения и др.), так специальные (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские).

Важную роль в формировании готовности к самостоятельной деятельности играет саморегуляция поведения, позволяющая студенту действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевого человека отличает целеустремленность, дисциплинированность, организованность, настойчивость, решительность. Саморегуляция может включиться в деятельность на любом из ее этапов осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. В учебной деятельности саморегуляция помогает студенту сознательно отказаться от сиюминутных влечений; от привычного, но в данном случае неэффективного, способа решения задачи; помогает мобилизовать силы, если наступила усталость от наряженной работы; сознательно заставляет человека тщательно проверять правильность выполнения работы. Несомненно, саморегуляция деятельности поможет студенту добиться намеченной цели в профессиональной деятельности, стимулируя стремление к высоким достижениям.

Таким образом, к объективным факторам, стимулирующим формирование готовности к самостоятельной деятельности, относятся: социально-экономические изменения в обществе, которые потребовали компетентного и творческого специалиста; материально-техническая база образовательного учреждения и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. К объектно-субъективным факторам относим: профессионализм преподавателей вуза, владеющих акмеологическими технологиями; гетерогенную акмесреду с ситуациями выбора для творческой самореализации студентов; сетевое взаимодействие образовательных и социальных учреждений. К субъективным факторам мы относим собственную активность и творческую инициативность студента в создании авторской системы деятельности и собственных проектов; правильный выбор ценностных ориентаций, актуальных для личностного и профессионального роста; стремления к самосовершенствованию, самообразованию; направленность личности; саморефлексия хода и результатов труда; образованность, способности, саморегуляция.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии / Н.В.Кузьмина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Политехника, 2002.

 

 

Категорія: ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ | Додав: jww1
Переглядів: 195 | Завантажень: 43 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz