П`ятниця, 26.04.2024, 12:56
ІІ Міжнародна науково-практична Інтернет-конференція
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ [38]
ФІЛОСОФСЬКІ ТА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ КОМПЕТЕНТНІСНОЇ ПАРАДИГМИ ОСВІТИ
ТЕНДЕНЦІЇ МОДЕРНІЗАЦІЇ ДОШКІЛЬНОЇ, СЕРЕДНЬОЇ ТА ПРОФЕСІЙНО-ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ НА ЗАСАДАХ К.П. [43]
ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ РЕАЛІЗАЦІЇ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ В НЕПЕРЕРВНІЙ ОСВІТІ [17]
ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ [18]
ПРОБЛЕМИ КОМПЕТЕНТНІСНОГО ПІДХОДУ У ПІДГОТОВЦІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ У ВИЩІЙ ШКОЛІ [47]
УПРОВАДЖЕННЯ СИСТЕМИ КОМПЕТЕНЦІЙ ЯК ОСНОВИ ПІДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОЗДАТНИХ ФАХІВЦІВ [27]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
 Каталог файлів
Головна » Файли » ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ

Гордина Ольга Васильевна
[ Викачати з сервера (36.5 Kb) ] 11.02.2013, 16:50

Ольга Гордина

(Иркутск, Россия)

 

ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

 

Сегодня очевидной становится устойчивая тенденция отношения к образованию как к социальному капиталу, который способен успешно конкурировать с экономическим капиталом в процессе продвижения человека по «лестнице успеха». Характерной чертой нашего времени становится ярко выраженная потребность в непрерывном образовании у значительной части взрослого населения страны, в том числе у людей пожилого возраста. Согласно идее непрерывного образования, человек должен учиться в течение всей жизни. Его движение в образовательном пространстве не может иметь пауз и остановок, поскольку это неминуемо отбросит назад в познании и в развитии.

Идея непрерывного образования предполагает активное развитие всех форм образования взрослых. Остановимся подробнее на неформальном образовании. В современной России все еще идет процесс его институциализации. Одной из институциональных форм, востребованных сегодня, является Высшая народная школа (ВНШ). Это учебное заведение, в котором на добровольных началах обучаются люди, достигшие совершеннолетия и ориентированные на саморазвитие.

Рассмотрим в качестве примера опыт Высшей народной школы,  созданной на базе вуза – Восточно-Сибирской государственной академии образования в г. Иркутске в 2009 году. Особенность данной школы в том, что она с самого начала создавалась как сетевой проект. Важным моментом, отличающим этот опыт от остальных, является то, что открытию Высшей народной школы в Восточной Сибири предшествовало создание партнерской сети, объединившей представителей педагогического вуза, некоммерческих общественных организаций и образовательных учреждений Иркутской области. Консолидирующим событием, способствующим открытию ВНШ, явилась акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых в России», которую группа инициаторов создания Высшей народной школы провела в Иркутске в 2007 г. Акция проводилась совместно с «Домом Европы в Санкт-Петербурге». Сегодня школа в Иркутске пользуется поддержкой широкой общественности, различных творческих союзов и т.д. Общество и власть восприняли школу для пожилых людей как антидепрессивный проект, особенно актуальный в условиях глубокого экономического кризиса. Таковым он и является. Приток в школу слушателей не прекращается. Подавляющее большинство – это люди, рожденные в 40-50-е годы. Слушатели школы активно включаются в образовательный процесс, предлагают интересные темы занятий, приглашают сами некоторых преподавателей, проводят свои творческие вечера, читают лекции. Здесь создается площадка для самореализации не только слушателей, но и преподавателей. ВНШ становится базой практики для магистрантов и аспирантов. Наблюдается то самое встречное движение всех субъектов образовательного процесса, которое делает его обоюдным, в итоге - в нем заинтересованы все.

Обучаясь в ВНШ, пожилой человек становится для всех членов семьи источником новой полезной информации (финансы, право, экология, культура и т.д.), его покидает ощущение собственной ущербности, одиночества, он интересен близким. Статистика подтверждает улучшение психологического климата в семьях слушателей Высшей народной школы (по материалам социологических исследований в ВНШ гг. Санкт-Петербурга, Барнаула, Иркутска) [1].

Сетевая технология расширяет образовательные горизонты школы, выводя учебный процесс за границы учреждения – в театр, музей, ботанический сад, Дом кино и т.д. Под сетью в неформальном образовании мы понимаем совокупность учреждений, имеющих общие образовательные цели, ресурсы для их достижения и устойчивый характер взаимодействия между ними. Опыт показывает, что сеть, созданная в целях осуществления образования в Высшей народной школе, объединяет весьма разнообразные учреждения и общественные организации. Все дело в сути неформального образования как явления нашей духовной жизни. Оно ориентировано на развитие человека в любом из интересующих его  направлений деятельности. Отзываясь на запросы взрослого обучающегося, неформальное образование неизбежно интегрируется в разные сферы жизни общества: экономику, право, экологию, культуру, спорт, здравоохранение и др. Отметим, что в силу своей абсолютной свободы и надстандартности оно является, по сути, открытым образованием. Его отличительные черты: отсутствие иерархии и жестких рамок, гибкость, демократизм, доступность, высокая мотивация обучающихся и т.д. Этим определяется и специфический характер взаимодействия всех субъектов неформального образования взрослых. Развиваясь, оно становится сетевым. Использование сетевых образовательных технологий в организации неформального  образовании пожилых людей на уровне взаимодействия вуза и города делает процесс обучения более доступным, открытым, мобильным и гибким. Открытая система отличается тем, что в ней ослабевают официальные управленческие связи. Вектор сетевого взаимодействия – это горизонталь. И как бесконечен горизонт, так бесконечны и разнообразны варианты возникающих социальных сетей. Синергетический эффект деятельности ВНШ Иркутска не заставил себя ждать долго. Как открытая, саморазвивающаяся система, она динамично расширяет круг своих слушателей, преподавателей, единомышленников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики: коллективная монография / под ред. Н.П.Литвиновой, О.В.Гординой. – Иркутск. – СПб.: «ВСГАО», 2009. – 289 с.

 

Категорія: ФОРМУВАННЯ ГОТОВНОСТІ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ДО ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В УМОВАХ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ | Додав: jww1
Переглядів: 663 | Завантажень: 32 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Пошук
Друзі сайту
Конструктор сайтів - uCoz